Гражданское и патриотическое воспитание

Организационно-методическая деятельность учреждения дошкольного образования «Детский сад №66 г.Бреста» по гражданско-патриотическому воспитанию участников образовательного процесса.

 

УТВЕРЖДАЮ

                                        Заведующий

                                                              ГУДО «Детский сад №66

                                     г.Бреста»

                                                                          ____________ И.М. Головейко

 

 

Организационно-методическая деятельность учреждения дошкольного образования «Детский сад №66 г.Бреста» по гражданско-патриотическому воспитанию участников образовательного процесса.

 

Наименование мероприятий

Сроки

реализации

Ответственные

исполнители

Кадры

Проведение круглых столов для трудового коллектива по  совершенствованию системы военно-патриотического воспитания (с участием представителей общественных объединений, политических партий)  «Я вырос здесь и край мне этот дорог», «Помню. Люблю. Горжусь»

Оформление информационного стенда  «2024 – Год качества»

В течение года

 

 

 

 

 

 

Январь

Заведующий, заместитель заведующего  по основной деятельности, представители общественных объединений, политических партий

Мероприятия, посвященные  дню родного языка под девизом: Роднай мовы, гук чароўны”

 

Февраль

Заместитель заведующего по основной деятельности, педагогические работники

Проведение занятий, мастер- классов,  викторин, направленных на популяризацию материального наследия, исторических традиций, обрядов, обычаев, художественных ремесел белорусского народа  «Народная цацка -  люстэрка культуры», «Зіхаціць наш ручнік», «Сімвалы і вобразы у беларускай народнай вышыўцы», «Знаешь ли ты свій город Брест?», «У нашым краі – сапраўдныя гаспадары»

В течение года

Заместитель заведующего по основной деятельности, педагогические работники

Интерактивная игра для педагогов «Знаем. Узнали» - Беларусь: традиции и обряды

Март

Заместитель заведующего по основной деятельности

Участие в  акциях, посвященных  Году Качества, с целью формирования в обществе ответственности за результаты своего труда и чувства сопричастности к будущему страны

Январь -декабрь

Коллектив учреждения образования

Акция «Сделаем наш детский сад зеленым, цветущим, красивым»

Март-май, сентябрь- ноябрь

Коллектив учреждения образования

Мероприятие «Помнить значит жить», в рамках Дня Победы

Май

Коллектив учреждения образования

Проведение субботников по наведению порядка и благоустройству территорий учреждения дошкольного образования

Выставка цветочных композиций ко Дню Независимости Республики Беларусь: «Кветкі Беларусі»

В течение года

 

Июль

Коллектив учреждения образования

Проведения праздников, досугов, развлечений посвященные государственным праздникам и праздничным дням

 

В течение года

Педагогические работники

Проведение дня знаний «Историческая память – связь времен и поколений»

Сентябрь

Заместитель заведующего  по основной деятельности, педагогические работники

Участие в  авто-, велопробегах, посвященные знаковым историческим датам

В течение года

Коллектив учреждения образования

Организация и проведение встреч, мастер-классов,  с участием мастеров народных художественных ремесел и промыслов

В течении года

Заведующий, заместитель заведующего  по основной деятельности

Воспитанники

Проведение праздников, досугов и развлечений, приуроченных к знаковым событиям в истории Республики Беларусь и имеющих особое историческое и общественно-политическое значение с обязательным прослушиванием (исполнением) Государственного гимна Республики Беларусь, поднятием Государственного Республики Беларусь на территории учреждения образования:

День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь (23 февраля)

День Конституции (15 марта)

День единения народов Беларуси и России (2 апреля)

День  труда (1 мая)

День Победы (9 мая)

День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь (15 мая)

День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны (22 июня)

День Независимости Республики Беларусь (День Республики) (3 июля)

День знаний (1 сентября)

День народного единства (17 сентября)

День Октябрьской революции (7 ноября)

В течение года

Педагогические работники

 Оформление семейных фотоальбомов «Моя семья», самодельных книг «Герб моей страны», «Как мы вместе отдыхаем» и др.

Январь

Педагогические работники, родители

 Мероприятия, посвященные Дню Родного языка

Февраль

Педагогические работники

Проведение музыкальных праздников  и развлечений «Запрашаем на Каляды», «Запрашаем на бліны», «Гуканне вясны», «Мамин день», «Встречаем Масленницу»  и др.

В течение года

Педагогические работники

Беседы, занятия, просмотр фильмов, чтение художественной литературы, сюжетно - ролевые игры по формированию основ гражданско-патриотической культуры

В течение года

Педагогические работники

Организация и проведение виртуальных экскурсий по историческим местам Беларуси (используя маршруты выходного дня)

В течение года

Заместитель заведующего

по основной деятельности, педагогические работники

 Проведение физкультурных праздников и досугов, посвященных  Году качества: «Мы защитники», «Маленький чемпион», «Салют Победы», «Праздник весны и труда», «День защиты детей», «Веселые старты»

В течение года

Педагогические работники

Организация объединений по интересам «декоративно – прикладное искусство и творчество»

 

В течение года

Заместитель заведующего

по основной деятельности, педагогические работники

 

 

 

Организация и проведение тематических выставок, посвященных юбилеям белорусских писателей, памятным датам, населенным пунктам Республики Беларусь – «Куточак майго дзяцінства»

 

В течение года

Заместитель заведующего

по основной деятельности, педагогические работники, работники библиотеки

Флешмоб «Читаем вместе о войне»

 

Конкурс рисунков «Я помню, я горжусь»

Май, июнь

Заместитель заведующего

по основной деятельности, педагогические работники

 Проведение Дня знаний «Историческая память – связь времен и поколений»

1 сентября

Педагогические работники

Квест – игра «»Моя родина Беларусь»

Октябрь

Педагогические работники

Родители

Проведение информационной, просветительской работы по формированию выверенной нравственной и общественно-политической позиции по отношению к событиям и итогам Второй мировой войны, фундаментальных ценностей общества, сохранению исторической памяти

В течение года

Педагогические работники

 Оформление семейных фотоальбомов «Моя семья», самодельных книг «Герб моей страны», «Как мы вместе отдыхаем» и др.

Январь

Педагогические работники

Участие в совместных образовательных проектах по формированию основ гражданско- патриотической культуры у воспитанников

Январь- май

Родители

Флешмоб «Читаем вместе о войне»

 

Конкурс рисунков «Я помню, я горжусь»

Май, июнь

Родители, дети

Участие в республиканской добровольной акции «Неделя леса»

Март, апрель, сентябрь

Родители

Акция «Сделаем наш детский сад зеленым, цветущим, красивым»

 

Март-май, сентябрь- ноябрь

Родители

Посещение достопримечательностей нашего города (использование маршрутов выходного дня)

В течение года

Педагогические работники

 

 

 

Консультации для родителей «Знакомим детей с малой родиной», «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у детей», «Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» и др.

В течение года

Педагогические работники

 

 

 

Участие в праздничных городских мероприятиях «День города», «День победы», «Берестейские забавы» и др.

В течение года

Родители

Фотовыставка «Посмотри, как хорош, город, в котором ты живешь!»

Октябрь

Родители

Викторина «Знаешь ли ты свой город Брест?»

Декабрь

Родители

 

 

 

Заместитель заведующего по ОД                                         Т.А. Шумская

свернуть

Республиканский Центр патриотического воспитания в Брестской крепости.

"Живая память благодарных поколений"

Семьи воспитанников группы 10 ГУДО "ДЕТСКИЙ САД #66" приняли участие в акции Живая память благодарных поколений.  Ими были собраны советские монеты для сплава памятника.  Дети с большим интересом опускали монеты в урну, выражаясь благодарность нашим поколениям

свернуть

Патриотическое воспитание

«Патриотическое воспитание и современные подходы к нему»

    Патриотическое воспитание детей – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

   Дошкольное детство – благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны:

  • Высокая восприимчивость,

  • Легкая обучаемость,

  • Безграничное доверие взрослым,

  • Стремление подражать им,

  • Эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.  

       Целью патриотического воспитания является сформированность основ патриотизма как нравственного качества личности. Но это качество не возникает у людей само по себе. Придерживаясь принципа – от малого к великому, своевременное формирование у детей чувства патриотизма необходимо начинать с младшего дошкольного возраста с воспитания любви и привязанности к малой Родине: к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к тому месту, где ребёнок родился, где находится его дом, улица, детский сад. Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь. Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать историю, культуру, достопримечательности, заповедные уголки, то чем славится родной город – край знаменитых земляков. У ребенка должно появиться чувство национальной гордости за свою малую родину. Поэтому главной целью педагогов является воспитание гражданина, любящего и знающего свой город, край и все, что с ними связанно.

Для достижения этой цели перед педагогами дошкольных учреждений ставится ряд задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился;

- формирование у дошкольников нравственных качеств личности через знакомство с историей и современностью родного города;

- формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую родину;

- воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;

- формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.

Успешность развития детей при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

    С этой целью с детьми организуются:

  • Занятия,

  • Игры,

  • Беседы,

  • Разные формы познавательной практической деятельности,

  • Художественная деятельность,

  • Праздники и развлечения;

  • Труд;

  • Образовательные услуги.

Воспитывая у детей любовь к малой родине, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица страны, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

- люди берегут и охраняют природу;

- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

    Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям.

   Содержание нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста отражено в учебной программе дошкольного образования.

   Еще одним немаловажным условием для формирования любви к малой Родине является создание в группах соответствующей развивающей предметно-пространственной среды. Необходимо организовать центр краеведения, где должен быть представлен материал для ознакомления детей с природой родного края, города, экологией, его достопримечательностями, хозяйством, особенностями населения, историей и культурой. Также вносить элементы этнографии в различные игровые центры.

    Одной из наиболее целесообразных форм работы по воспитанию любви к малой Родине и для решения задач патриотического воспитания является проектная деятельность.

   Во - первых, она позволит ребёнку почувствовать себя исследователем, самостоятельным человеком.

    Во - вторых, проектная деятельность позволяет объединить детей, педагогов, воспитателей в практической деятельности, наиболее эффективно позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.

  Использование метода проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков, стимулирует развитие самостоятельности и ответственности.

Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями жизни ребёнка, а также заинтересовать его и увлечь в эту деятельность.

 Цель данной проектной деятельности: создание системы работы воспитателя в группе, с привлечением родителей, способствующей формированию положительного отношения к малой родине, воспитанию у дошкольников интереса и любви к семье, к природе, родному городу, с помощью организации краеведческой работы в группе.

   Важным условием эффективного осуществления работы по ознакомлению с родным краем является и тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Родители могут стать непременными участниками не только в рамках семьи, они могут оказать действенную помощь в сборе материалов по родному краю, проведению экскурсий в музеи, к памятникам истории и культуры, на предприятия города, организации выставок и т.д.

   Целенаправленная работа по формированию любви к родному городу, краю, их культуре и быту способствуют развитию личности в духе патриотизма. Поэтому наша задача – научить детей любить свой город, свой родной край, а, следовательно, больше узнавать о нём, уметь ценить его историю.

  Научим ребёнка любить малую Родину – значит, сумеем воспитать гражданина, которому можно доверить страну.

свернуть

Дыдактычныя гульні

Гражданско-патриотическое мероприятие для воспитанников старших групп «Письмо о Беларуси»

Шануйце родную мову!

Родная мова

У марах, у песнях, у снах.

Мае ў ей кожнае слова

Свой колер, і смак, і пах.

 А. Грачанікаў «Што такое родная мова?»

 

Навошта дзецям трэба ведаць беларускую мову? З самага нараджэння дзіця чуе голас маці, якая аберагае яго ад усяго дрэннага ў свеце. Наша родная старонка, як наша маці – хоча каб мы заставаліся вольнымі ўладальнікамі свайго жыцця. Гэта магчыма, калі мы будзем шанаваць нашыя карані, тое, што трымае нас, робіць нас НАЦЫЯЙ. Мова, традыцыі, нацыянальныя каштоўнасці – наш скарб, якім мы павінны ганарыцца і ніколі не адракацца. Кожны чалавек павінен ведаць родную мову, спяваць народныя песні, ведаць, як з веку ў век святкавалі святы ў нашым краі, любіць родныя мясціны, сваю Радзіму – Беларусь.

Далучэнне да роднай мовы садзейнічае не толькі ўзбагачэнню мовы дзяцей, але і развівае іх пазнавальныя і інтэлектуальныя магчымасці, пашырае веды пра беларускую культуру.

Самае дарагое ў жыцці – тое, што закладзена ў сэрца з ранніх год. Менавіта родная мова – сувязное звяно ў далучэнні дзяцей да агульначалавечых каштоўнасцей, вытокаў народнай мудрасці. Сёння сам час патрабуе звярнуцца да сваіх вытокаў, далучаць дзяцей да беларускай нацыянальнай культуры, паглыбляць знаёмства з родным краем, беларускімі традыцыямі, фальклорам, прывіваць пачуццё грамадскасці, любоў да Радзімы.

Вельмі важна навучыць дзяцей з павагай ставіцца да беларускай мовы, не сароміцца на ёй размаўляць. Вялікае значэнне мае асабісты праклад дарослых, бацькоў, людзей, якія жывуць побач з імі. Патрэбна часцей чытаць беларускія народныя казкі, знаёміць дзяцей з творамі беларускіх пісьменнікаў, развучваць вершы, загадваць загадкі, спяваць беларускія песні, прымаць удзел у беларускіх народных святах.

Дапамажыце нашым дзецям авалодаць беларускай мовай, і вы дапаможаце абудзіць у іх веру ў тое, што яны вырастуць потрэбнымі на зямлі людзьмі!

Шануйце мову! Адной з істотных адзнак кожнага народа з’яўляецца яго мова. Па мове людзі пазнаюць, якой нацыянальнасці чалавек. Беларускі паэт Францішак Багушэвіч пісаў, што мова - гэта “адзежа душы” чалавека. Яна ўніверсальная форма выяўлення, існавання і захавання духоўнай культуры чалавека, нацыі.

На беларускай мове складзена шмат песень, казак, апавяданняў, прыказак, прымавак, загадак. Напісаны мастацкія творы, якія перакладзены на мовы розных народаў свету. Доўгі, слаўны, але нялёгкі шлях развіцця прайшла наша мова, перш чым стаць нацыянальнай мовай беларускага народа, дзяржаўнай у рэспубліцы. Беларуская мова ўвабрала ў сябе здабыткі папярэдняй гістарычнай супольнасці беларусаў – беларускай народнасці.

Ператварэнне мовы беларускай народнасці ў нацыянальную мову пачалося ў сувязі з фарміраваннем беларускай нацыі ў канцы 19 – пачатку 20 стагоддзяў. Вялікую ролю ў развіцці беларускай нацыянальнай мовы адыгралі творы Янкі Купалы, Якуба Коласа, Максіма Багдановіча, Цёткі і іншых, якія шмат сваіх твораў прысвяцілі дзецям. Творы гэтых паэтаў вывучаюцца дзецьмі на занятках і ў дашкольных установах. Вывучаючы іх, дзеці бліжэй знаёмяцца з беларускай мовай. Але заняткаў, якія праводзяцца ў дзіцячым садку па вывучэнню беларускай мовы недастаткова для таго, каб дзеці валодалі роднай мовай дасканальна.

У рашэнні данай праблемы павінны прыняць удзел і бацькі. Менавіта бацькам трэба часцей ужываць беларускую мову ў паўсядзённым жыцці. Самім размаўляць на беларускай мове і вучыць гэтаму сваіх дзяцей. Для авалодання дзецьмі беларускай мовай прапануецца ужываць беларускія народныя прыказкі і прымаўкі, забаўлянкі, казкі, вершы, апавяданні,загадкі.

Беларуская мова адкрывае для кожнага грамадзяніна Беларусі шырокі шлях да ведаў, спрыяе фарміраванню асобы. Любоў да сваёй Радзімы, свайго народа пачынаецца з любові да роднай мовы. Мова яднае нас у народ, які носіць прагожае імя – беларусы.

Будзем жа вывучаць беларускую мову, шанаваць гэты бясцэнны скарб, які перадалі нам нашы таленавітыя продкі, мудрыя і мужныя дзяды і прадзеды. Будзем жа размаўляць на роднай беларускай мове, не саромячыся, каб захаваць і перадаць яе нашым нашчадкам. Будзем жа шанаваць нашу мову, каб яна жыла заўжды!

Шануйце  родную мову!  Яшчэ ў далёкай старажытнасці людзі здабывалі агонь, прыручалі жывёл, навучыліся апрацоўваць зямлю, вырошчваць ураджай, будаваць масты, вадзіць па вадзе караблі… Буйнейшымі заваёвамі чалавечага розуму ў пазнейшыя часы сталі паравая машына, электрычнасць, радыё, самалёты. А яшчэ пазней вялікім цудам з’явіліся штучныя спадарожнікі Зямлі, касмічныя караблі і выхад чалавека ў космас… 

Але ўсё гэта стала магчымым, бадай, таму, што ў людзей даўным-даўно з’явілася мова. Менавіта яна вывела чалавека ў свет розуму. 

Мова... Наша родная мова... Колькі мілагучнасці, таемнасці ў гэтым слове. Залатыя лісцікі на дрэвах, кожная птушка, кожная кветка і, канешне, чалавек — усе маюць сваю мову. «Самы найвялікшы і бясспрэчны закон жыцця — гэта людская мова, праз якую чалавек стаў вышэй за ўсіх істот пад сонцам», — пісаў знакаміты Янка Купала. Сапраўды, чалавечую мову нельга параўнаць з мовай птушак, жывёл, раслін. Яна з'яўляецца больш прыгожай, мілагучнай, дзякуючы ей людзі размаўляюць, вучацца, дасягаюць сваей мэты.

Роднае слова з’яўляецца адным з самых вялікіх здабыткаў кожнага народа. Яго з пашанай называюць люстэркам культуры і формай яе існавання. Родная мова з’яўляецца формай існавання і захавання народных традыцый, звычаяў, духоўных скарбаў, спосабам і сродкам развіцця нацыянальнай культуры.   Мова — гэта душа народа. Нагадаем словы народнага песняра Янкі Купалы: “Гэта душа душы беларуса — мова зраслася з ім, як зрастаецца са сваім коранем дрэва. Падкапайце яго, абсячыце дазвання яго корань — дрэва засохне, перастане жыць”.       

 На вялікі жаль, мы рэдка задумваемся пра свае карані. А, магчыма, каб задумваліся, былі б болей памятлівымі, болей абачнымі і адказнымі, з большай цеплынёй ставіліся да людзей, што пакінулі нам вялікую спадчыну — нашу мову. 

 Мова — гэта тое, без чаго не можа жыць ніводны чалавек.   Мы павінны абараняць нашу мову, не саромецца яе, паважаць яе самі, а таксама прывіць любоў і павагу да яе нашым дзецям.  “Трапяткая і сіняя, як васілёк, і гарачая, як прамень” — так назваў родную мову наш таленавіты пісьменнік і паэт, непераўзыдзены рамантык Уладзімір Караткевіч. І хочацца верыць, што наша родная мова заўседы застанецца любiмай, паважанай i ўвогуле, самай лепшай!

свернуть