Пункт коррекционно-педагогической помощи
Пункт коррекционно-педагогической помощи
04.04.2022
В 2014 году в ГУО «Ясли-сад №66 г.Бреста» был открыт пункт коррекционно-педагогической помощи (далее-ПКПП).
Организация и оказание коррекционно-педагогической помощи в пункте осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (статья 15), «Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи» от 25.07.2011 №131 и методическими рекомендациями «Организация и содержание работы в пунктах коррекционно-педагогической помощи» от 25.05.2012 года.
Основной целью деятельности пункта является оказание коррекционно-педагогической помощи детям, осваивающим содержание образовательной программы дошкольного образования и имеющим стойкие или временные трудности их освоении.
Задачами пункта являются:
- изучение особенностей психофизического развития воспитанников с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;
- исправление или ослабление индивидуальных нарушений развития;
- формирование общих способностей учебной деятельности с целью выполнения воспитанниками требований образовательных стандартов дошкольного образования;
- формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у воспитанников.
Занятия в пункте проводятся с 16 сентября по 25 мая текущего учебного года. Периодичность посещения занятий воспитанниками составляет 2–4 раза в неделю. Оказание коррекционно-педагогической помощи осуществляет, учитель-дефектолог: Власова Людмила Николаевна.
Занятия по оказанию коррекционно-педагогической помощи проводятся в отдельных кабинетах, которые оснащены оборудованием для подгрупповых и индивидуальных занятий.
Ежедневное количество занятий с воспитанниками, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и утверждается руководителем учреждения образования. Продолжительность занятий в ПКПП определяется индивидуальными и возрастными особенностями воспитанников с особенностями психо-физического развития.
С учетом педагогической квалификации речевых расстройств в ПКПП комплектуются следующие группы воспитанников с нарушениями речи:
- с фонетическими нарушениями речи (дислалией, дизартрией, ринолалией);
- с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
- с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (ОНР III ур.р.р.);
- с нарушениями темпо-ритмической стороны речи (заиканием легкой степени, тахилалией).
Дети с тяжёлыми нарушениями речи (моторная алалия, сенсорная алалия, сенсомоторная алалия, общее недоразвитие речи I – III уровней) обучаются в группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи, учреждениях специального образования или иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования.
Дети, нарушения психофизического развития которых не могут быть исправлены в условиях пункта, проходят углубленное психолого-медико-педагогическое обследование в государственном ЦКРОиР с целью уточнения структуры, степени тяжести нарушения и определения адекватных условий организации учебного процесса (обучение в специальном учреждении образования, в специальной или интегрированной группе, специальном классе или классе интегрированного обучения).
Зачисление воспитанников в пункт осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании следующих документов:
- заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР).
- заявления законного представителя воспитанника;
Для получения заключения, на основании которого производится зачисление, необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (далее ПМПК) в ГУО "Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации «Веда» г.Бреста" (ЦКРОиР).
Для прохождения психолого-медико-педагогической комиссии законными представителями предоставляются документы:
-Выписка из медицинской справки о состоянии здоровья;
-Педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением, в котором обучается или воспитывается ребенок (согласно Положению о ЦКРОиР от 16.08.2011г. гл.4);
-Заключение УЗ «Брестский областной психоневрологический диспансер».
Психолого-медико-педагогическое обследование проводится с согласия и в присутствии законных представителей детей с особенностями психофизического развития, по результатам которого составляется заключение центра, содержащее рекомендацию об обучении и воспитании лиц с особенностями психофизического развития по образовательным программам специального образования или оказания им коррекционно-педагогической помощи в условиях ПКПП.
Логопедический словарь для родителей
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи, вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (системные тяжелые нарушения речи).
Дизартрия – нарушения произносительной стороны речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и слуховой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Это самый распространенный диагноз у детей, посещающих логопедические группы. Выделяют три уровня: первый уровень самый «тяжелый», третий уровень самый «легкий».
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношении фонем.
Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.
Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, помогающий осуществлять операции различения и узнавания фонем (букв), составляющих звуковую оболочку слова.