Советы психолога

Консультация для родителей на тему "Кризис 3-х лет".

 

Кризис 3-х лет

     Еще вчера послушный малыш вдруг становится раздражительным, требовательным, упрямым, неуправляемым? Возможно, он переживает кризис. Во время кризиса происходит изменение не только в психическом, но и в физическом развитии (ранимость центральной нервной системы, бурный рост тела, внутренних органов). Более подробно, что же такое кризис 3-х лет?

Признаки кризиса трех лет

УПРЯМСТВО

       Эта черта пронизывает практически все поведение ребенка. Он не воспринимает мнение других людей, а постоянно настаивает на своем. Например, ребенок просит купить во время прогулки апельсиновый сок. Мама заходит в магазин, но там есть только яблочный, малыш отказывается пить, потому что сок «не тот». Он может очень хотеть пить, но все равно, требует именно апельсиновый. Ребенок устраивает истерики (чаще в людных местах).

СТРОПТИВОСТЬ

       Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, бабушка вообще все разрешает).

СВОЕВОЛИЕ

       Ребенок ставит перед собой цели и идет к их достижению через все преграды. Например, малышу захотелось пойти погулять, но взрослым некогда. Ребенок настаивает, используя все методы воздействия на родителей (вежливые просьбы, нытье, угрозы, капризы и т.д.).

СИМПТОМ ОБЕСЦЕНИВАНИЯ

       Проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Например, в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает насмешку, смех, удивление, то для малыша это может стать подкреплением его действий. Когда позднее (в 7-8 лет) родители вдруг обнаружат, что ребенок спокойно им дерзит и захотят это исправить, то сделать что-либо будет уже поздно. Синдром обесценивания станет привычной линией поведения ребенка.

ДЕСПОТИЗМ

       Ребенок заставляет родителей делать все, что он хочет. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться.

 НЕГАТИВИЗМ

       Это реакция ребенка не на содержание предложений взрослых, а на то, что это исходит именно от взрослого. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, но когда этим же продуктом его угощают другие люди, он спокойно и с удовольствием все съедает.

Решения преодоления кризиса

  1. Для малыша важно знать, что каждое утро после того, как он проснется, его одежда будет лежать на стуле рядом с кроватью, что он оденется, умоется, будет завтракать вместе с родителями, после почистит зубы, вымоет руки и будет играть. Подобный простой распорядок устанавливают и поддерживают родители. Причем, делая это, не повторяют по сто раз: «Оденься, умойся, ...» Они берут ребенка за руку, ведут с собой в ванную комнату, приговаривая: «А теперь пора умыться». Или: «Пора убирать игрушки. Эти кубики - словно потерявшиеся автомобили, давай поищем для них гараж...» Твердый распорядок позволяет свести к минимуму борьбу, которую обычно приходится вести родителям, добиваясь от ребенка выполнения таких дел, как одевание, собирание игрушек, чистка зубов. Нужно только быть рядом, чтобы помочь малышу. Не нужно ожидать от ребенка, что он по собственному почину сделает то, о чем его просят. Это возраст повторений, ребенку нужно настойчиво и терпеливо все показывать снова и снова, прежде чем он сможет соблюдать установленный распорядок по собственной инициативе.
  2. Маленькому ребенку нужны «кирпичные стены» - абсолютные запреты, при которых не может быть места для дискуссий. Абсолютные запреты создаются родителями и последовательно, строго соблюдаются в семье (не включать плиту, утюг, телевизор, не брать спички, зажигалки, не выходить за пределы двора и т.д.).

       Причем, «кирпичные стены» возводят родители не столько на словах, сколько через создание определенной домашней среды. Никакие суровые слова, объяснения, шлепки по рукам не смогут воздействовать на любопытство растущего исследователя. Ребенок скорее будет недоумевать и обижаться на родителя, который стукнул его за то, что он потянулся к красивой статуэтке. Лучше просто убрать бьющиеся и опасные предметы так, чтобы ребенок не мог дотянуться, пока не подрастет настолько, что сможет обращаться с ними достаточно осторожно.

Что делать родителям, чтобы помочь ребенку пережить кризис трех лет

  • Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5 – 4 года.
  • Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.
  • Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по-возможности) в дела ребенка, если он не просит. Дочь, пыхтя, натягивает кофточку, так хочется ей помочь, но малышка не оценит Вашего стремления, скорее всего, она будет громко сопротивляться.
  • Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по несколько раз в день, действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Проявите твердость. Установите четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т.д.). Запретов не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи (или хотя бы папа с мамой).
  • Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой (если мама излишне эмоциональна, привередлива, то дочь, скорее всего, будет такой же).
  • При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что–нибудь нейтральное.
  • Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, когда малыш успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место.
  • Капризность и истеричность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая девочка, ай-яй-яй!» Ребенку только этого и нужно.
  • Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть малыш его кормит, но мишка хочет есть по-очереди - ложка ему, ложка Коле. Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание.
  • Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.
  • Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
  • Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.
  • Кризис трех лет у детей нужно просто переждать как бурю, пережить как землетрясение и перенести как болезнь. Поэтому Ваш девиз на этот год: терпение, терпение и терпение!
свернуть

Кто такой педагог-психолог?

 

Что делает педагог-психолог в детском саду?

Для чего нужен психолог в детском саду? Каковы требования к нему, и какие функции он имеет право выполнять? Эти вопросы задают себе многие родители. Маленький человечек попадает в непривычную, странную и новую для него обстановку детского сада. Вокруг много детишек и взрослых, следует подчиняться распорядку, самостоятельно кушать и играть с другими детками, учиться общаться со сверстниками и взаимодействовать со взрослыми. Помочь ребенку адаптироваться и проследить за его состоянием должен педагог-психолог в детском саду. Для многих малышей такое учреждение – первый серьезный стресс. Чтобы избежать неприятных последствий, не стоит оставлять кажущиеся на первый взгляд проблемы маленьких воспитанников без внимания.

Кто такой педагог-психолог?

Родителям не стоит пугаться, если с их ребенком работает педагог-психолог — он не врач и не ставит диагнозы деткам. Его задачи иные.

Трудится педагог-психолог в трех направлениях:

  • Работа с ребенком. Специалист оценивает личностные характеристики малыша, его психотип, особенности психики и поведения, его природные наклонности, страхи. Зная особенности каждого конкретного ребенка, психолог в детском саду помогает адаптироваться к новым условиям, найти общий язык со сверстниками и воспитателями, решить конфликтные ситуации и помочь, если у малыша проблемы. Работа психолога с детками объединяет функции психологического ведения и педагогики.
  • Работа с законными представителями ребенка. Пожалуй, детский садик является для родителей малыша стрессом даже большим, чем для самого воспитанника. В задачи психолога входит работа с мамами и папами в нескольких направлениях: помочь осознать новый статус ребенка, объяснить, как вести себя с ним, как работать в области развития своего малыша, решать конфликтные ситуации. Специалист подсказывает родителям дальнейший путь воспитания. Также в задачи психолога входит выявление отклонений в развитии и сообщение родителям о том, что их чадо нуждается в консультации врачей.
  • Работа с персоналом детского сада.  Психолог в детском саду осуществляет работу с воспитательским составом, помогает с проблемными детками и выполняет наставнические функции по части работы с ребятами. Каждый педагог должен найти общий язык со всей группой малышей, подобрать ключик к маленькому сердечку, стать другом, покровителем и наставником.

Чего педагог-психолог не имеет права делать

Функции педагога-психолога не распространяются на:

    • Постановку диагноза детям.
    • Проведение специфического лечения либо его назначение.
    • Составление обязательной программы для родителей по воспитанию ребенка. Работа психолога носит консультационный и вспомогательный характер.
    • Работу с детьми для постановки у них определенных поведенческих и ситуационных моментов, которые носят заведомо опасный для ребенка характер.
    • Любую работу, которая направлена на «копание» в голове малыша без ведома родителей или которая может нанести ребенку вред.

Советы педагога-психолога в детском саду направлены на помощь в адаптации, развитии и взаимодействии ребенка с окружающим миром. Они не носят явного лечебного характера. Также запрещены на законодательном уровне любые действия, которые могут причинить вред психическому либо физическому здоровью малыша.

Поэтому педагог-психолог детского сада – это специалист, который помогает малышам, их родителям и персоналу жить дружно, учиться вместе и чувствовать себя легко и комфортно.

свернуть

Тест для родителей "Хороший ли я воспитатель?"

Хороший ли я воспитатель для своего ребенка- один из самых трудных вопросов для родителей. Педагогом- психологом ГУДО "Детский сад №66 г. Бреста" предлагается тест, где родители могут самостоятельно ответить на этот вопрос.

«ХОРОШИЙ ЛИ Я ВОСПИТАТЕЛЬ»

Информация для родителей.

Родитель не может себя оценить  какими качествами он (она) обладает как воспитатель. Ему не просто будет разобраться в том, как он любит своего ребёнка: не подавляет ли своим авторитетом, не контролирует ли каждый его шаг на грани невроза «как бы чего не вышло?» Как оценить матери или отцу насколько они понимают своего ребенка? Как судить о ребенке, насколько он робок или смел, застенчив или нет, упрям или упорен, самостоятелен или зависим? Почти все родители могут определить, болеет ребенок или нет. Есть ли температура, болит горло, животик. А как быть с вопросом о воспитании, где найти такой «градусник», который бы показывал «болезни воспитания?» Этот вопрос очень индивидуален, хотя можно найти подсказки в методиках ученых, психологов и педагогов.

По вопроснику А. Фромма родители могут протестировать свою воспитательную работу.

 Этот тест предназначен для тех родителей, которые имеют детей от 3 до 6 лет.

  1. Легко ли рассмешить вашего ребенка?
  2. Часто ли он капризничает?
  3. Ложится ли он спать спокойно или выводит из терпения всех домашних?
  4. Имеются ли у него друзья, которые к нему хорошо относятся и с которыми он охотно играет?
  5. Часто ли он выходит из себя?
  6. Всегда ли нужно присматривать за ним?
  7. Удается ли ему ночью не мочиться в постель?
  8. Нет ли у него привычек: сосать большой палец, часто хныкать или слишком много фантазировать?
  9. Можете ли вы оставить его где-то одного, не опасаясь, что он расплачется, да так, словно вы покидаете его навсегда?
  10. Хорошо ли он ведет себя со сверстниками, не нуждается ли при этом в особом присмотре с вашей стороны?
  11. Нет ли у него каких-нибудь страхов?

         Если больше половины ответов характеризуют вашего ребенка с положительной стороны, значит, вы идете в правильном направлении. Чем больше положительных сторон, тем полнее и счастливее ребенок чувствует себя в этом мире. Чем больше недостатков и проблем, тем внимательней нужно отнестись к процессу воспитания, а возможно, и обратиться за помощью к специалистам и психологам. 

Если остались вопросы, педагог- психолог ГУДО "Детский сад №66 г.Бреста" Сузько Ю.А. приглашает на индивидуальные консультации.

 

свернуть

Адаптация ребенка к детскому саду!

Адаптация ребенка к детскому саду!

 

               Ступени  развития ребенка не перестают радовать и умилять родителей: узнает, улыбается, лепечет, сидит, берет игрушки, начинает говорить, рассуждать, общается. Какое счастье: сам начинает кушать, натягивает колготки, улыбается, научился пользоваться носовым платком, здорово! Все – пора в люди, в садик. Ребенок должен знать, что есть еще и другие дети и их интересы.

               Картина адаптации вашего ребенка к детскому саду диагностична в плане появления невротичности у детей. Отрыв от дома, близких и родных и встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка  серьезным психогенным фактором, рассматриваемым малышом как  отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход, новая попытка «разрыва пуповины», был плавным, мягким, безтравматичным.  Много здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии ребенка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни.

              Маленького Васю впервые привели в детский сад, доброжелательно встретили и пообещали: «Ты поспишь, и мама за тобой придет». Вася как-то смог уснуть (это порадовало педагога - ребенку хорошо, он отдыхает), но маму встретил плача, ночью просыпался, искал ее. Наутро покорно пошел в садик. Войдя в группу, пошел к кроватке, разделся и лег. И так лежал весь день, пытаясь уснуть и приблизить встречу с мамой.

            Как часто взрослые не думают, что обещают детям! Не понимают, что не может еще малыш анализировать, предвосхищать будущее, он конкретно воспринимает обещания и слова, и если мама оставила его, даже пообещав скоро вернуться (ситуация – мама ушла в магазин, вышла к соседке и т.д.), это беда, горе, страх одиночества, незащищенности.

           Как помочь ребенку легче пережить процесс перехода из дома в детский сад? Вот некоторые советы родителям:

  • Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях, на новогодних праздниках, ходите на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.
  • Познакомьтесь с воспитателями группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.
  • В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного, побудьте с ним какое-то время (до обеда, до сна, во время сна). Не опаздывайте, хотя бы в первые дни забирайте ребенка вовремя.
  • Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить оставить ее переночевать в садике и наутро снова с нею встретиться. Если ребенок на это не согласиться, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомиться там с другими, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к садику.
  • Бывает, что ребенок не принимает воспитателя: «Я не пойду к ней, она кричит, злая» и т.д. Если это повторяется каждый день, то остается только посочувствовать и попытаться перевести ребенка в другую группу. Не давайте ему страдать и общаться с неприятными людьми. «Вторая мама» для вашего ребенка должна быть похожа на вас по своим воспитательным методам, обладать способностью учитывать и понимать уникальность и индивидуальность каждого ребенка.
  • Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-нибудь из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты.
свернуть

Скоро в школу!

В нашем дошкольном учреждении образования ГУДО "Детский сад №66 г. Бреста" с воспитанниками старших групп, педагогом- психологом проводится диагностика психологической готовности к школе.

Для родителей воспитанников нашего детского сада предлагается для ознакомления консультация.

Скоро в школу!

     В скором времени Ваш малыш переступит порог школы. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к вступительному собеседованию. И забывается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей.

       В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

  1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого

       Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.

  1. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться

      Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.

  1. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи

     Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители). Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.

  1. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе

     Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад.       В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.        В моей практике был такой случай. Девочка блестяще прошла вступительное тестирование, а на вопрос: «Хочешь ли ты учиться в школе?» уверенно ответила: «Нет!».

  1. Не старайтесь быть для ребенка учителем

    Стремитесь к поддержанию дружеских отношений Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых. Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями. Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых. Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.

  1. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи

        Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.

  1. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений

        «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.

  1. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе

       Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.

  1. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни

         Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.

  1. Научите ребенка самостоятельно принимать решения

      Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни -еще более сложное дело. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.

  1. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком

        Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте. Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится? Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной. Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.

  1. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность

         Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса. Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое... Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка. Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.

 

свернуть

«Кинетический песок- что это, и какова его роль в развитии детей»

Кинетический песок — материал для детского творчества с высоким показателем полезности. Сегодня на полках детских магазинов можно встретить различные виды кинетического песка. Чтобы не запутаться в разнообразии предложений и сделать правильные выбор, следует знать характеристики товара, а также его достоинства и недостатки.

Кинетический песок — материал для лепки, который позволяет создавать ребёнку удивительные поделки: замки, крепости, кулинарные шедевры и другие. Основной компонент материала — натуральный песок, дополнительные элементы — безопасные полимеры, которые придают песку пластичность.

         Песочная терапия — это одно из направлений арт-терапии или лечения при помощи искусства, творчества, в данном варианте — терапия с помощью песка. Какой песок используется: речной, мраморный, кварцевый, цветной, разноцветный, кинетический, снежный, искусственный. Взаимодействуя с песком в процессе игр, ребенок получает свой первый опыт рефлексии (самоанализа). Совместная работа — взрослый и ребёнок способствует установлению контакта друг с другом. Песочная терапия способствует самоисцелению человека, помогает восстановить его психическое, физическое и эмоциональное здоровье, дарит радость от возможности поиграть с песком.

Детский кинетический песок способствует развитию мелкой моторики и фантазии, а также обеспечивает прекрасное времяпрепровождение в любую погоду. Как и у каждой игрушки, у этого состава есть свои плюсы и минусы. Положительные качества кинетического песка  следующие: дает приятные тактильные ощущения; хорошо держит любую форму; прост в эксплуатации; убрать просыпавшуюся массу легче, чем обычный песок; не требует особых условий хранения; не сохнет; не портится от воды; позволяет предложить ребенку много разных игр (из него можно лепить куличи, строить башни); развивает тактильные ощущения и мелкую моторику; обладает релаксирующими свойствами; достаточно безопасен, так как не содержит токсичных веществ, красителей, ароматизаторов. Несмотря на большое количество преимуществ, есть и недостатки: собрать мелкие частички массы не так просто, как обещают производители (убирать веником или тряпкой слишком расточительно, учитывая высокую стоимость смеси); прилипает к одежде и обуви, если на него наступить, при этом плотно пристает к поверхности, на которую попадает; имеет высокую плотность и массу, поэтому в 1 кг смеси не так много. Детям очень нравится использовать кинетический песок. Ребенок будет с удовольствием играть с такой массой для творчества. Учитывая все положительные стороны игрового процесса, на данный продукт стоит обратить внимание каждому родителю. Если вы сделаете кинетический песок своими руками, состав не будет обладать такими же свойствами, что и покупной, но окажется очень похожим на него. Чем полезен для взрослых. Детям занятия с этой массой помогают развить фантазию, творческое начало, мелкую моторику, глазомер, снимает стресс.

         Преимуществом кинетического песка является то, что с ним удобно проводить как развивающие, так и терапевтические процедуры. Вот несколько способов игры с этим составом: пересыпание из одной руки в другую или между пальцами вызывает приятные тактильные ощущения, создавая условия для психологической разгрузки; раскладывание смеси по баночкам совочком или из формочек в ведерки (тренирует координацию движений рук, а наблюдение за процессом оказывает успокаивающее действие); предложите выбирать из песка шарики, пуговицы и другие мелкие предметы (тренируется внимание, усидчивость); создание традиционных пирожков, куличиков, а также башенок, животных и других предметов.

Картотека игр с кинетическим песком   для детей дошкольного возраста, в которые можно играть дома:

  1. «Норки для мышки»

Цель: развитие мелкой моторики, способности к звукоподражанию.

Ход: выкопайте вместе ребенком небольшие ямки-норки — руками или совочком. Затем обыграйте постройку с помощью игрушки, например, возьмите игрушечную мышку, сымитируйте ее писк. Затем мышка пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек — зайчиков, лисят, медвежат.

2.«Я пеку, пеку, пеку...»

Цель: развитие мелкой моторики, речи.

Ход: ребенок «выпекает» из песка разнообразные изделия — булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок и утрамбовывая его рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок угощает пирожками гостей, кукол. Взрослый может сопровождать процесс речевыми потешками и пальчиковыми играми, а также комментированием действий ребенка.

3.«Заборчики»

Цель: развитие мелкой моторики.

Ход: малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка.

  1. «Ах, какой песочек!»

Цель: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, глазомера.

Ход: предложите ребенку закрыть глаза и почувствовать, как песок струится между пальчиков, подружитесь с ним. Спросите ребенка, какой песок — холодный, теплый, влажный, сухой? Предложите сжать песок в кулачке, расплющить между ладонями, сделать пирожок. Пусть ребенок закопает руки в песок, пошлепает по нему, оставляя следы ладоней, или потопает, оставляя следы ступней. Похлопайте по песку, оставив отпечатки ладоней — как ваших, так и ребенка. Спросите ребенка: «Чья ладошка больше?»

5.«Идут медвежата»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, мелкой моторики.

Ход: ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

  1. «Прыгают зайцы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, мелкой моторики.

Ход: кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

7.«Волшебные отпечатки на песке»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, мелкой моторики.

Ход: оставьте отпечатки рук — своих и ребенка — на мокром песке, затем дорисуйте их или дополните камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т. п.

 

свернуть

Рекомендации родителям гиперактивных детей

Рекомендации родителям гиперактивных детей

Изображение1. В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.

2. Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребёнком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникшие трудности.

3. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя».

4. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно и ни в коем случае не выполняйте их за него.

5. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи дома и в детском саду.

6. Введите систему поощрений для ребёнка.

Изображение7. Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребёнку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.

8. Определите для ребёнка рамки поведения – что можно и чего нельзя. Вседозволенность однозначно не принесёт никакой пользы. Несмотря на наличие определённых недостатков, гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.

9. Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.

10. Вызывающее поведение ребёнка – это его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам.

Изображение11. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребёнка за его соблюдение.

12. Дома следует создать для ребёнка спокойную обстановку. Идеально бы предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество предметов, которые могут отвлекать, рассеивать его внимание. Цвет обоев должен быть неярким, успокаивающим, преимущество отдаётся голубому цвету. Очень хорошо организовать в комнате спортивный уголок (с перекладиной для подтягивания, гантели для соответствующего возраста, эспандеры, коврик и др.)

13. Создайте необходимые условия для работы. У ребёнка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что бы отвлекало его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов, фотографий.

14. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное возбуждающее действие.

15. Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.

16. Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребёнок может стать неуправляемым.

17. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как что-то делать, пусть посчитает от 1 до 10.

18. Помните ваше спокойствие – лучший пример для ребёнка.

Изображение19. Давайте ребёнку больше возможности расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

20. Воспитывайте у ребёнка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Задача родителей – найти те занятия, которые бы «удавались» ребёнку и повышали его уверенность в себе. Однако не следует перегружать ребёнка занятиями в разных кружках, особенно таких, где есть значительные нагрузки на память и внимание, а также, если ребёнок особой радости от этих занятий не испытывает.

свернуть

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры

Коммуникативная компетентность дошкольника включает в себя умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, а так же умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными средствами.

1236194377_happychildhood_1013-50К старшему дошкольному возрасту ребёнок должен овладеть определёнными коммуникативными навыками: сотрудничество, умение слушать и слышать, умение воспринимать и понимать информации, умение говорить и общаться.

 

 

 

 

 

 

Ласковый мелок

Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимов. Развитию тактильных ощущений.

Содержание: Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? «А хочешь, я нарисую тебе солнце «ласковым» мелком? И взрослый рисует едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисует солнце своим «ласковым» хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну. Или еще что-нибудь?». После окончания игры взрослый нежными движениями руки стирает все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.

Слепой танец

Цель: Развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

Содержание: «Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет «слепой». Другой останется «зрячим» и сможет водить «слепого». Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1 – 2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку».

Сиамские близнецы

Цель: Научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.

Содержание: Скажите детям следующее: «Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т. д.»

Садовники и цветы

Цель: Развитие дружеских взаимоотношений.

Содержание: Группа делится на две подгруппы, и воспитатель объясняет содержание игры: «Если цветы, которые стоят в вашей группе, долго не поливать водой — они завянут. Но сегодня мы с вами отправимся в необыкновенный сад, там растут цветы, которым не надо воды. Они увядают, если долго не слышат о себе добрых и ласковых слов. Пусть одна группа будет цветами, которые увяли, потому что их давно не поливали добрыми словами, а другая — садовниками, которых вызвали на помощь погибающим цветам. Садовники должны ходить по саду и обращаться к каждому цветку с ласковыми словами, и тогда цветы будут постепенно оживать и распускаться. Потом мы поменяемся ролями».

 

Уважаемые родители!

 

Коммуникативные игры чрезвычайно полезны для всестороннего развития детей.

Игра для ребёнка — это разнообразные «фрагменты» из повседневной жизни. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных моментов, поддерживать дружелюбную атмосферу.  Благодаря коммуникативным играм ребёнок приобретает навыки общения с окружающими людьми — как взрослыми, так и сверстниками. А всё это способствует более успешной социализации малышей в обществе.

Изображение

“Игра пронизывает всю жизнь ребёнка, это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него это страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь — это игра”

 

А.С. Макаренко

свернуть

Взаимодействие с ребёнком во время личностных кризисов

Памятка для родителей

 

Взаимодействие с ребёнком во время личностных кризисов.

 

Что делать родителям?

В первую очередь, взрослым нужно понять, что детское поведение – это не плохая наследственность или вредный характер. Ваш ребенок уже большой и хочет стать независимым. Пришло время выстраивать с ним новые взаимоотношения.

Для этого во время кризиса 3-х лет рекомендуется:

  • Реагируйте взвешено и спокойно. Следует помнить, что малыш своими поступками проверяет родительские нервы на прочность и ищет слабые места, на которые можно надавить. Также не стоит кричать, срываться на детях, и тем более наказывать физически – жесткие методы способны усугубить и продлить течение кризиса 
  • Установите разумные ограничения. Не нужно забивать жизнь маленького человека всевозможными запретами. Однако не стоит впадать и в другую крайность, иначе из-за вседозволенности вы рискуете воспитать тирана. Найдите «золотую середину» – разумные границы, за которые категорически нельзя переступать. Например, запрещается играть на дороге, прогуливаться в холодную погоду без головного убора, пропускать дневной сон. Важно согласовать стиль поведения со всеми членами семьи.
  • Нельзя оставлять без внимания то, что происходит с ребёнком, но при этом надо постараться объяснить ему, что у его родителей и других родственников есть другие дела кроме заботы о нём. И что в решении некоторых проблем он может помочь.
  • Важно давать ребёнку выполнять самостоятельно задания, чтобы он почувствовал свою самостоятельность.
  • Нужно поощрять его инициативу, побуждать к ней (если её нет). Но при этом ребёнок должен всегда чувствовать поддержку и одобрение значимого для него взрослого.
  • Хвалить побольше, ведь всегда есть за что.
  • Когда ребёнок станет чуть- чуть старше, важно расширять круг знакомств ребёнка, чаще давать ему поручения, связанные с общением с другими взрослыми и сверстниками.
  • Не вмешивайтесь (по-возможности) в дела ребенка, если он не просит. Не спешите сделать всё за него, даже когда у Вас не хватает времени на его «возьню».
  • При этом следует укреплять уверенность ребёнка в своих силах.
  • Конечно, запреты тоже должны быть — как же иначе ребенок узнает рамки допустимого? Но не перегибайте палку.
  • При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что-нибудь нейтральное.
  • Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте, посадите за стол любимого мишку и пусть малыш его кормит, но любимец хочет есть по-очереди - ложка ему, ложка Ване.
  • Не забывайте про творчество – больше рисуйте с ребёнком, лепите из пластилина, вместе делайте поделки, играйте в песок. Творчество очень хорошо помогает справиться с эмоциями.
  • Ведите себя с малышом как с равным вам человеком. Благодарите его за помощь. Спрашивайте разрешение, когда хотите взять его игрушку. Относитесь к ребёнку не как начальник-подчинённый, а как к равному партнёру. Уважайте личность ребёнка. Ребёнок в этом возрасте хочет, чтобы родители знали, что рядом с ними находится не ребёнок, а взрослый человек.
  • Не ждите, что ваши рациональные объяснения различных запретов ребёнок поймёт с первого раза.
  • Озвучивайте для ребёнка его переживания и чувства. Это позволит ему лучше понять свои чувства и увидеть, что вы понимаете его состояние. Если вы видите, что ребёнок упал и плачет, скажите ему, что он упал, ударился, ему больно, и поэтому он плачет. Если ребёнок играл и сломал любимую игрушку, скажите: «Ты расстроился из-за того, что сломал игрушку. Тебе жаль её. Поэтому ты заплакал». Если ребёнок радуется тому, что у него получилось что-то сделать, так и скажите: «Ты нарисовал хороший рисунок и очень рад. Тебе приятно, что ты смог нарисовать такой рисунок. Ты гордишься». И так далее. Озвучивание эмоций и чувств поможет ребёнку разобраться в них и лучше понять себя.
  • Любите ребёнка не за что-то, а просто так. Любите его всяким: и счастливым и заплаканным, и во время истерик и во время достижений, и настойчивым и упрямым. Любите его всегда. Пусть он это знает и видит.
  • Но надо помнить, что ребёнок в своём поведении и поступках подражает взрослым, и постараться подавать ему хороший личный пример.

 

свернуть

Памятка для родителей по адаптации ребёнка к детскому саду

Памятка для родителей по адаптации ребенка к детскому саду

Памятка для родителей по адаптации ребенка к детскому саду Адаптация ребенка к детскому саду - это привыкание к новым нормам и правилам жизни. Для того, чтобы она прошла успешно, предлагаем Вам ознакомиться с небольшой памяткой, как быть и что делать, чтобы адаптация малыша к детскому садику или яслям прошла для него менее болезненно. Надеемся, наши рекомендации помогут Вам, и Ваш малыш с радостью и удовольствием будет находится в новом детском коллективе.

 

 

Памятка для родителей

1. Настраивайте кроху как можно положительнее к его поступлению в детский сад.

2. Объясняйте и демонстрируйте, что мама и папа иногда уходят, но обязательно вернуться.

3. Давайте понять, что разлука с Вами неизбежна, что очень хорошо, что он дорос до сада и стал таким большим.

4. Не оставляйте малыша сразу на целый день, постепенно увеличивайте число часов пребывания в детском саду.

5. Не стоит сильно нервничать и показывать свою тревогу, когда отводите малыша в детский сад. Ребенок будет фиксировать и копировать ваше поведение.

6. Никогда не уходите незаметно, не предупредив малыша об этом, вы рискуете подорвать доверие к себе.

7. Все время объясняйте чаду, что он для вас, как раньше, очень дорог и любим.

8. Не обсуждайте при ребенке волнующие вас проблемы: малыш не слушая слушает.

9. Создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

10. Постарайтесь мудро реагировать на выходки ребенка и не наказывайте его за детские капризы, и не в коем случае не угрожайте детским садом как наказанием за его непослушание

11. Научите элементарным навыкам самообслуживания: одеваться, раздеваться, умываться, есть, расчесываться, проситься и ходить в туалет.

12. Введите режимные моменты детского сада в домашний режим дня.

13. На время прекратите походы в многолюдные и шумные места, сократите просмотр телепередач, лучше больше играть в игры дома.

14. Уделяйте внимание состоянию здоровья вашего ребенка.

15. В первое время целесообразно сохранить привычные для ребенка приемы ухода: покачать на ручках, поцеловать и т.д., можно принести любимые игрушки.

16. Сотрудничайте с воспитателями.

 

Общие рекомендации и требования детских садов для родителей

1. Желательно приводить ребенка в детский сад не позднее 8.45.

2. Заранее узнайте номера телефонов детского сада и в случае болезни ребенка или опоздания не забудьте позвонить в детский сад и предупредить персонал.

3. После болезни следует представлять справку от врача. Отсутствие ребенка более чем 3 дней (включая выходные дни) требует также справки из поликлиники о состоянии здоровья.

4. В шкафчике у ребенка должна быть удобная сменная обувь для группы, комплект сменного белья, колгот, кофт.

5. Никакие медикаментозные средства без разрешения заведующей и мед. сестры детского сада в группу ребенку не даются.

6. Обо всех аллергических реакциях ребенка следует своевременно известить персонал группы и мед. работника.

7. Мелкие игрушки (киндер сюрприз и пр.) в группу давать не разрешается, в соответствии с инструкцией о сохранение жизни и здоровье детей.

8. Организация жизни ребенка в соответствии с режимом дня группы - залог физического и психического здоровья детей.

свернуть

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям!
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 


Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 


Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 


Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 


Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 


Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 


Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 


Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 


Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 


Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 


И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 


Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть