Советы дефектолога

График работы учителя-дефектолога

График работы пункта коррекционно-педагогической помощи в

2022-2023 году:

8.30-13.00

свернуть

Консультация учителя – дефектолога

Консультация учителя – дефектолога

"Играем пальчиками - развиваем речь"

─ Зачем нужны и чем они полезны игры с пальчиками? Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура — еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончиках пальцев”. В пальчиковых играх развитие речи происходит сразу в двух направлениях: Во-первых, импульсы от рецепторов, которые находятся на ладошках идут к головному мозгу и раздражают ту его часть, которая отвечает за развитие речи. Это можно назвать пассивным развитием речи. Во-вторых, ребенок слышит стихи, песенки, запоминает их и через время сам повторяет отдельные слова, а потом и стих целиком. Если ребенок совсем маленький - он учится распознавать звукосочетания, отдельные слова, а также ритм речи и мелодику языка. ─ С какого возраста нужно начинать выполнять пальчиковые игры? Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от 3–х месяцев. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки ребенка осваивает окружающий мир. Например игры – усыпалочки «Спи – ка, усни», «Дрема по полу брела» и игры – просыпалочки «Травка –муравка», « Били лён» и другие. Я использую пальчиковые игры на занятиях и в индивидуальной работе с детьми. ─ В какие пальчиковые игры можно играть дома? Самое главное это массаж — ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт между мамой и ребёнком. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребёнка есть явные отставания в речевом развитии. Он даёт отличные результаты. Фасолевые ванны — в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Малыш запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.

Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи.

Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы, растирать в руках.

Мозаика — игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.

Игры с пуговицами и бусинами — нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую — разные петли. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой – маленький.

Пазлы – красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.

Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие — дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти. Рекомендации для развития мелкой моторики рук. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе. Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точными переключением с одного движения на другое. Нужно добиться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость. Все указания даются спокойным, доброжелательном тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь. В идеале: каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяются в течение дня 2 – 3 раза. При повторениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Таким образом,  мы подвели итог нашей консультации. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму.

 

Учитель-дефектолог                                                  Т.А.Ковальчук

 

 

свернуть

Детский аутизм: 10 простых практических советов

Детский аутизм: 10 простых практических советов

 

Тем более что даже в кругах специалистов нет общепринятого мнения о способах борьбы с данным недугом, называемым в популярных изданиях не иначе как «загадочная болезнь».

Конечно, мальчикам и девочкам с подобным диагнозом необходимы 
логопед для детей, постоянное наблюдение врачей, занятия с психологом, педагогами, но не стоит забывать важный факт – будущее этих малышей в первую очередь зависит от терпения, настойчивости и уровня информированности их пап и мам. Следовательно, полезные советы родителям деток-аутистов должны носить преимущественно практический характер и быть простыми и понятными.

Совет№1:

Такую болезнь как аутизм нельзя излечить – этот факт необходимо осознать, принять и научиться жить с ним. Просто попытайтесь понять, что если вашему ребенку поставлен окончательный диагноз «аутизм», то нет никакого смысла «бегать по врачам» в надежде на то, что он ошибочен. Гораздо продуктивнее будет заняться поиском эффективных методов коррекции заболевания.





Совет№2:

Иногда родители упорно «прячут голову в песок», стараясь не замечать проблемы, оправдывая явные нарушения в поведении аутичного малыша индивидуальными особенностями его характера. Естественно, так поступать не стоит ни в коем случае, ведь при подобном игнорировании проявления болезни лишь усугубляются с ходом времени.

Совет № 3:

Искреннее желание родителей услышать благоприятный прогноз относительно возможностей их чада в будущем вполне естественно. Но папам и мамам стоит знать, что никаких долговременных прогнозов для детишек-аутистов в возрасте до 5-ти лет просто не может
существовать по элементарной причине непредсказуемости дальнейшего течения болезни.

Совет№4:

Оставайтесь оптимистами! Известно много людей с аутизмом, ставших успешными как в социальном, так и в профессиональном плане: австралийский писатель Донна Уильяме, американский профессор Темпль Гардин и проч. Не является помехой легкая форма аутизма и в деле создания семьи.

Совет№5:

Проведение эффективной коррекционной работы возможно только при условии полного доверия и взаимопонимания между родителями и специалистами, работающими с ребенком. Старайтесь обсуждать любые интересующие вопросы и стремиться к максимальной ясности.

Совет№6:

Начинайте коррекцию детского аутизма как можно раньше. Даже если диагноз еще не утвержден окончательно и вами движет инстинктивное желание «перестраховаться». Независимо от того, подтвердится болезнь в итоге или нет, такие занятия однозначно принесут одну лишь пользу.




Совет№7:

В деле коррекции аутизма крайне важен комплексный подход и целенаправленная психолого-педагогическая работа. Использование стимулирующих медикаментов в обязательном порядке требует абсолютного контроля со стороны медиков и полного невмешательства родителей.

Совет№8:

Учитывая наличие у аутичных детей определенных проблем с адаптацией к практически любым изменениям, очень важно добиться максимально возможного соответствия особенностей посещаемого учреждения и дома. Еще лучше, если все члены семьи возьмут за правило применять к малышу одинаковые методы коррекции.

Совет№9:

Необходимость коррекционной работы сохраняется многие годы и для достижения желаемого эффекта крайне важно, чтобы ее интенсивность была максимальной с самого начала. Особенно внимательно подобные занятия для малышей нужно проводить в дошкольном возрасте.

Совет№10:

Иногда от специалистов можно услышать следующую фразу «коррекцией детского аутизма необходимо заниматься 25 часов в сутки». Конечно же, не стоит воспринимать ее буквально и изнурять ребенка занятиями круглосуточно, но необходимо правильно понимать ее суть. А суть эта заключается в том, что родители должны приложить все усилия для создания вокруг малыша такой атмосферы, в которой он сможет круглосуточно развиваться незаметно даже для самого себя.

Конечно, аутизм - заболевание на всю жизнь и «волшебной таблетки» от него не существует. Но для ребенка становится гораздо легче переносить любой недуг, когда бороться с ним помогают самые близкие люди - папа и мама.





свернуть

Как привить интерес к математике

Государственное учреждение образования

"Ясли-сад 66 г Бреста"

 

Консультация для родителей:

«Как привить интерес к математике дома?»

 

В наше время обучению дошкольников началам математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Не стоит забывать, что основное усилие родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений.

Обучение математике, как и другим учебным предметам, опирается на те элементарные знания и представления, которые дети получают в дошкольный период своей жизни, общаясь со сверстниками и взрослыми, действуя с различными предметами. В результате этой деятельности дети приобретают сведения, которые становятся фундаментом их дальнейшего обучения.

Для математической деятельности дошкольников с трудностями в обучении характерны отсутствие интереса к выполнению математических заданий, нецеленаправленность, низкий уровень самостоятельности, критичности по отношению к результатам своей деятельности, недостаточное внимание к содержанию заданий. У этих детей отмечается своеобразие формирования количественных представлений и способов решения арифметических задач

Подружиться ребенку с математикой помогают игры. В процессе игры дети усваивают математические понятия, учатся считать. Игра - это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком.

Все занятия должны проходить в увлекательной игровой форме. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?». Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда ребенок не очень возбужден и не занят каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра - дело добровольное!  

Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например: тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру. Спросите: чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. И чего по одному. Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать. Напоминаем, что это можно сделать без счета, путем парного сопоставления. Если пересчитать, то можно сравнить числа (груш больше, их 5, а яблок меньше, их 4). Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины. Построил ваш ребенок 2 башенки, домик, спросите какой выше, ниже.

По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше – ниже, толще – тоньше). Рисует ваш ребенок, спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как длинный – короткий, широкий – узкий (шарфики, полотенца). Например: высокий – низкий шкаф, стол, стул, диван; толще – тоньше колбаса, сосиска, палка. Используйте игрушки разной величины: матрешки, куклы, машины, разной длины и толщины палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки.

Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца – длинные уши, короткий хвост; у коровы – четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Сравнивайте все вокруг по величине.

Дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины. Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке: поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры. Попросите отсчитать столько предметов (любых), сколько показывает цифра, или покажи ту цифру, сколько предметов (сколько у тебя пуговиц на кофточке).

Поиграйте в игру «Кто больше найдет цифр в окружении?» вы или ребенок. Предложите поиграть в игру «Какое число пропущено?». Ребенок закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек с цифрой, соединив так, чтоб получился непрерывный ряд. Ребенок должен сказать, какой карточки нет, и где она стояла. Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди, сзади. Обращайте внимание на то, когда происходят те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его; а какой день недели был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обращайте на это внимание. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку. «Раз – два – три – ищи!» - говорит взрослый. Ребенок ищет ее, найдя, он говорит, где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в».

Счет в дороге. Маленькие дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время тоже можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие - у кого больше? Сколько вокруг машин?

Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: «Здесь больше мальчиков или девочек?», «Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке», «Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое», «Сколько этажей в этом доме?» и т. д.

Счет на кухне. Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан. Разнообразить задания можно до бесконечности. Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше? Если пересчитать, то можно сравнить числа (груш больше, их 5, а яблок меньше, их 4.) Во время приготовления обеда спросите у ребёнка, где больше воды: в чашке, в кастрюле, в чайнике, в тарелке? Убедиться в правильности ответа он может на практике. Обязательно уточните, чем вы мерили, и сколько условных мерок оказалось в каждой из посудин. Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины. Игра «Подели предмет» (торт на 2, 4 и т.д. частей). Показать, что целое всегда больше части.

Сравнивайте все вокруг по величине. Построил ваш ребенок 2 башенки, домики - спросите, какой выше, ниже. Рисует ваш ребенок - спросите его о длине карандашей, сравните их по длине. Очень важно чтобы ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова, как длинный - короткий, широкий - узкий (шарфики, полотенца); высокий - низкий (шкаф, стол); толстый - тонкий (колбаса, сосиска).

На прогулке легко усваиваются понятия пространственного расположения, например в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой.

В действии ребенок гораздолучше усваивает многие важные понятия. Далеко ли это? Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому- то близкому объекту.

Так, в непосредственной обстановке, уделяя совсем небольшое количество времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.

 

 

 

Учитель-дефектолог:

Ковальчук Т.А.

свернуть

Инклюзивное образование в детском саду

Государственное учреждение образования

«Ясли-сад № 66 г. Бреста»

 

 

 

 

 

Консультация для педагогов

ОСОБЫЕ ДЕТИ-ОСОБОЕ ОБЩЕНИЕ

Инклюзивное образование в детском саду

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Подготовил:

                                                        учитель -дефектолог

                                                        первой квалификационной категории

                                                        Ковальчук Т.А.                                    

 

 

 

        

 

 

     В Беларуси развитие инклюзивного образования находится на этапе становления. Создание инклюзивных дошкольных учреждений гарантирует повышение доступности и качества образовательных услуг для всех категорий детей раннего и дошкольного возраста, а также их семей.                                                                                                             Доказано, что именно в детстве в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут во взрослой жизни. Эти навыки особенно важны для ребенка с особенностями психофизического развития, ведь ему, как правило, будет намного труднее, чем обычному ребенку, общаться и налаживать контакты с окружающим миром.                В интегрированной группе дети с особенностями психофизического развития  в повседневной жизни находятся в общем коллективе. Здесь не  делаются различия между теми, кто «может» все, что положено по возрасту, и теми, кто «не все может». Интегративное воспитание дает семье, в которой воспитывается «особенный» ребенок, возможность жить полноценной жизнью,  не замыкаясь, в узком семейном круге.                 Общение со здоровыми сверстниками дает ребенку с особенностями развития модель здоровой, полноценной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала. Для обычных детей опыт совместной с особенными детьми игровой и учебной деятельности, при осознанной и продуманной педагогической и воспитательной работе, приводит к более внимательному и заботливому отношению к окружающему миру, формированию активной жизненной позиции, проявлению таких черт характера как доброжелательность, великодушие, человеколюбие.                                                                                              Резкое недоразвитие речи затрудняет контакты ребенка с окружающими, нарушает процесс формирования познавательной деятельности и личности в целом. Именно затрудненность словесного общения, его нарушение выступают в качестве главной причины аномального развития. Нарушение словесного общения частично изолирует ребенка от окружающих его говорящих людей, что создает трудности в усвоении социального опыта. Отставание в развитии речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний, овладении словами и словосочетаниями, их обозначающими. Все вышесказанное обусловливает упрощенность межличностных отношений. Затруднения в выражении своих желаний и чувств у детей с недоразвитием речи при их общении с окружающими может привести к нарушению социальных отношений, появлению повышенной агрессивности или невротических реакций. Часто родители  и педагоги отмечают, что ребенок капризен, раздражителен, обидчив, криклив или наоборот, чрезмерно застенчив. Он стал ранимым, впечатлительным или безучастным ко всему, плаксивым, конфликтным, постоянно недовольным всем. У него нарушены сон и аппетит, отмечаются вспышки гнева и перепады настроения, значительно снижен интерес к играм, занятиям, затруднено общение и т.д. Как правило, такие состояния возникают у детей при наличии внутреннего психологического дискомфорта, проявляющегося в нарушении эмоциональных и поведенческих реакций, характерных для данного возрастного периода. Система взаимодействия педагогов, родителей и детей "Особые дети - особое общение" дает возможность корригировать негативное и конфликтное поведение ребенка конкретно. Она позволяет изменить внешнюю сторону общения.                                                                   Главным направлением в деятельности педагогов становится ориентир на «включение» детей с особенностями развития в коллектив обычно развивающихся сверстников на правах «равных партнеров». В этом случае педагогический поиск заключается в том, чтобы найти те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы. Педагог должен создать условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. На занятиях игры и упражнения  должны выбираться с учетом индивидуальных программ обучения.   Рекомендации по общению педагогов  с детьми с особенностями психофизического развития:                                                                            Все сотрудники дошкольного учреждения должны принимать участие в обучении «особенного» ребенка новым навыкам. Старайтесь как можно больше хвалить ребенка, больше улыбайтесь ему, объясняйте, делайте маленькие подарки, особенно, если он действительно добился успеха.                                                                                                              Больше разговаривайте с ребенком, объясняйте ему свои действия, рассказывайте об окружающем, даже если ребенок не может вам ответить. Помните, что освоение речевых навыков начинается задолго до того, как ребенок начнет говорить, через взаимодействие с людьми и предметами.     Помогайте ребенку осваивать новые навыки, направляйте его движения своими руками. Используйте зеркало, чтобы ребенку помочь лучше узнать себя, свое тело, научиться владеть руками. Используйте подражание, копирование: подскажите ребенку какое-либо действие и стимулируйте его подражать вашим действиям.                                               Побуждайте ребенка больше двигаться. Сделайте занятия ребенка интересными для него, превратите их в игру.                                                       Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам, помогайте ему только тогда, когда это необходимо.                                                               Дети лучше осваивают действия, когда им показывают их другие дети. Побуждайте  обычных детей больше играют с «особенными» детьми, обучая тому, что умеют сами.                                                                   Важно не то, сколько времени вы уделяете обучению ребенка, а то, как вы это делаете. Проявляйте терпение, ласку, заботу, старайтесь понять потребности и возможности ребенка. Выражение лица должно быть - доброжелательное, приветливое, теплое, нераздраженное. Тон голоса в разговоре с ребенком - доброжелательный, приветливый в любых ситуациях. В лексике по возможности избегайте употребление всех частиц НЕ, приказных фраз, повелительного наклонения (например, возьми, скажи, сделай), глаголов "должен", "обязан", "нужно". Желательно включать  сослагательное наклонение; местоимение мы (вместо я и ты).          Не надо вставать на сторону людей, обвиняющих ребенка публично (лучше потом, без посторонних, спокойно, с глубоким пониманием ребенка обсудить возникшую проблему и помочь ее решить);хвалить в присутствии ребенка других и ставить кого-либо в пример.                                    «Особенному» ребенку необходимо как можно больше тактильных контактов: обнять, погладить, приласкать.                                                         Старайтесь не делать  ему постоянных замечаний, особенно мелочных; не ругаться и не кричать на ребенка (вместо этого можно сказать, что именно Вас рассердило или обидело в его поведении); всегда быть с ребенком вежливым, теплым; не торопить и не подгонять ребенка.       От неправильного поведения или занятия старайтесь ребенка отвлекать, предлагая не менее 2-3 вариантов деятельности или занятий.

Несколько способов высказать одобрение:

Молодец!

Правильно!

У тебя это здорово получилось!

Ты сегодня хорошо потрудился!

Я знала, что ты справишься!

Неплохо!

Отлично!

Ты быстро научился!

Это то, что надо!

С каждым днем у тебя получается лучше!

         Принимайте  ребенка таким, какой он есть, не ждите о него невозможного.                                                                                                            Без сотрудничества с родителями «особенного» ребенка трудно достичь успеха в развитии и формировании навыков общения. Работа с такими родителями требует от воспитателя особого такта. Часто у родителей возникает комплекс вины по отношению к собственному ребенку, имеющему психофизическое отклонение в развитии. На этой основе формируется определенный стиль родительского отношения - гиперопека. Такие родители ограждают ребенка от возможных проблем, потакают его прихотям и желаниям. В результате возникает искажение личностного развития ребенка (эгоизм, эгоцентрические установки). Воспитателю в процессе сотрудничества с такими родителями необходимо обращать их внимание на наличие больших возможностей развития ребенка, создавать у них соответствующие педагогические установки. Родители должны знать, что их ребенку в данный момент посильно, а что без посторонней помощи он сделать не сможет. Еще один тип родительского отношения к детям с проблемами в развитии - неприятие ребенка (открытое или скрытое). Это приводит к невротическим реакциям ребенка, отягощая тем самым имеющийся у него психофизический дефект. Таких родителей нужно убеждать в том, что необходимым условием эффективного продвижения ребенка в развитии является их любовь, ласка и внимание к нему. Наиболее продуктивным стилем родительского отношения к ребенку с отклонениями в развитии является стиль, когда родители принимают своего ребенка таким, какой он есть. Родители объективно его оценивают, не завышая и не занижая требований к нему. Это способствует формированию у ребенка адекватной самооценки, личностных установок и прогнозов на будущее. Целенаправленная работа педагога по оптимизации отношений родителей и детей должна проходить в различных формах. В работе с семьей воспитатель должен поставить своими задачами педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры, а главное - целенаправленное стремление вызвать у родителей интерес к своему ребенку, помочь в формировании правильного подхода к нему, способствовать с позиции интересов ребенка нормализации отношений в семье, если там заметно неблагополучие. Прикасаясь к деликатной сфере семейных отношений, воспитатель главную ставку должен сделать на индивидуальную работу с родителями. В то же время большие возможности содержатся в различных формах фронтальной работы с родителями «особенного» ребенка, и всех родителей группы (совместные родительские собрания, подготовка и проведение праздников, совместные спортивные мероприятия). Совместная деятельность будет способствовать лучшему взаимному взаимопониманию, объединению их усилий в интересах детей, формировать чувство сопричастности.                             Т.О.  внедрение инклюзивного воспитания и образования в жизнь дошкольного учреждения  полезно по множеству причин:

  1. инклюзивное образование помогает бороться с дискриминацией и боязнью отличий, приучает детей и взрослых ценить, принимать и понимать многообразие и разницу между людьми вместо того, чтобы пытаться их изменить.
  2. инклюзивное образование поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь.
  3. инклюзивное образование предоставляет возможность социализации в атмосфере сочувствия, равенства, социальной справедливости, сотрудничества, единства и положительного отношения. Дети и взрослые получают пользу от доброжелательной и благоприятной обстановки, в которой ценятся межличностные отношения.
  4. инклюзивное образование расширяет профессиональные знания педагогов. Такое образование требует новых и более гибких способов преподавания, которые были бы максимально эффективны для всех детей.

 

                                             Литература

  1. https: nSportal/ru/detskij-sad
  2. https://wwwru/kak obshhatsya
  3. Растим детей.рф/ articles/yazyk-inkyu
свернуть

Развитие речи

"Играем пальчиками - развиваем речь"

─ Зачем нужны и чем они полезны игры с пальчиками? Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура — еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончиках пальцев”. В пальчиковых играх развитие речи происходит сразу в двух направлениях: Во-первых, импульсы от рецепторов, которые находятся на ладошках идут к головному мозгу и раздражают ту его часть, которая отвечает за развитие речи. Это можно назвать пассивным развитием речи. Во-вторых, ребенок слышит стихи, песенки, запоминает их и через время сам повторяет отдельные слова, а потом и стих целиком. Если ребенок совсем маленький - он учится распознавать звукосочетания, отдельные слова, а также ритм речи и мелодику языка. ─ С какого возраста нужно начинать выполнять пальчиковые игры? Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от 3–х месяцев. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки ребенка осваивает окружающий мир. Например игры – усыпалочки «Спи – ка, усни», «Дрема по полу брела» и игры – просыпалочки «Травка –муравка», « Били лён» и другие. Я использую пальчиковые игры на занятиях и в индивидуальной работе с детьми. ─ В какие пальчиковые игры можно играть дома? Самое главное это массаж — ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт между мамой и ребёнком. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребёнка есть явные отставания в речевом развитии. Он даёт отличные результаты. Фасолевые ванны — в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Малыш запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.

Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи.

Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы, растирать в руках.

Мозаика — игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.

Игры с пуговицами и бусинами — нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую — разные петли. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой – маленький.

Пазлы – красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.

Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие — дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти. Рекомендации для развития мелкой моторики рук. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе. Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точными переключением с одного движения на другое. Нужно добиться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость. Все указания даются спокойным, доброжелательном тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь. В идеале: каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяются в течение дня 2 – 3 раза. При повторениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Таким образом,  мы подвели итог нашей консультации. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму.

 

Учитель-дефектолог                                                  Т.А.Ковальчук

 

свернуть

Презентация для родителей на тему "Особенности развития мелкой моторики у детей с двигательными нарушениями"

Рекомендации для профилактики дисграфии

Поговорим о заикании