Спецобразование

Пальчиковые игры для детей с двигательными нарушениями

Аутизм

Аутизм

 

Аутизм. Описание и осложнения.

Аутизмом называют нарушение развития, характеризующееся неспособностью к нормальному общению и дефицитом языковых навыков. Эти дефекты сопровождаются наличием серьезных трудностей в восприятии и неадекватной реакции на повседневные стимулы (например, звуки), нарушением адаптации к изменениям окружающей среды и повседневной деятельности, а также при изменении окружающей среды и повседневной деятельности по собственной инициативе. Признаки аутизма появляются еще до того, как ребенок достигнет возраста 2,5 лет, и сохраняются в течение всей жизни, хотя некоторые из симптомов могут потерять свою остроту. Из каждых 10 тысяч детей, рождающихся ежегодно в США, двое страдают от аутизма.

Аутизм — это поведенческий синдром, то есть группа конкретных признаков, проявляющихся совместно. Хотя эти отклонения по-разному воздействуют на поведение ребенка, синдром аутизма всегда включает в себя в большей или меньшей степени наличие трудностей в следующих областях.

 

Трудности в отношениях с другими людьми.

Детям, страдающим аутизмом, трудно формировать эмоциональную привязанность к родителям и другим людям. Это состояние часто проявляется уже в младенчестве — например, ребенок может безразлично относиться к тому, что его берут на руки, или даже не любить этого. Кроме того, страдающий аутизмом ребенок с самого раннего возраста не только не испытывает желания проявлять привязанность в виде физического контакта, но и не устанавливает визуальных контактов с другими людьми, в социальном плане не реагирует на других улыбкой или иным изменением выражения лица. Создается ощущение, что ребенок не рассматривает людей как индивидуумов, а подчас даже и в качестве людей. Чаще всего создается впечатление, что ребенок-аутист живет в своем собственном мире.

По мере того как страдающий аутизмом ребенок растет, он обычно начинает лучше осознавать, что рядом с ним живут родители и другие знакомые ему взрослые люди и начинает устанавливать с ними некоторые эмоциональные связи и приобретать привязанности. Однако связь с ровесниками или дружба с ними продолжают отсутствовать, как и отсутствует способность играть с ними в игры, требующие совместного участия и сотрудничества. Кроме того, создается впечатление, что дети, страдающие аутизмом, не знают, что такое сочувствие, они не могут «поставить себя на место других людей». С возрастом острота этих проблем может уменьшиться, однако большинство детей-аутистов и в зрелом возрасте продолжают испытывать серьезные трудности в общении.

 

Трудности взаимопонимания при использовании языка в качестве средства общения.

Нарушения языкового общения характерны для всех детей-аутистов. Хотя трудности, связанные со слухом, не являются характерной особенностью аутизма, маленьких детей-аутистов часто поначалу принимают за глухих. Эксперты считают, что детям-аутистам очень трудно обрабатывать информацию, связанную со значениями слов, речи, даже несмотря на то, что слышат они вполне нормально. Языковое развитие детей-аутистов надолго запаздывает, а в тяжелых случаях они на протяжении всей жизни оказываются неспособными говорить.

Если страдающий аутизмом ребенок и начинает использовать язык, то обычно, по крайней мере на первых порах, он делает это не для целей общения. Иногда кажется, что дети-аутисты получают удовольствие от языка просто как от набора звуков. Характерной особенностью использования языка детьми-аутистами на ранних этапах является эхолалия (тенденция повторять звуки и слова других людей). У некоторых детей повторение по принципу «эха» происходит сразу после того, как то или иное слово произнесено другим человеком. У других детей-аутистов отмечается удивительная способность запоминать целые отрывки из бесед или телевизионных программ, причем удивительно надолго.

Если ребенок-аутист и осваивает правильную речь, то она зачастую перемежается грамматически ми ошибками и изобилует другими нарушениями. Одной, очень характерной, особенностью является неумение правильно использовать местоимения. Например, ребенок, который просит дать ему яблоко, вполне может сказать «ты хотеть яблоко». Характерным для детей-аутистов является также и то, что им с трудом удается запоминать названия предметов, высказывать абстрактные мысли и использовать метафоры.

Речь ребенка-аутиста обычно бесстрастна, монотонна, бесцветна, лишена эмоций и других нюансов. Если тон речи и меняется, то зачастую не к месту. Речь не сопровождается соответствующими проявлениями эмоций, такими как жесты или изменение выражения лица; все эти проблемы сохраняются и в зрелом возрасте.

 

Трудности в области восприятия и реакции на чувственные раздражители.

Дети-аутисты обычно самым неожиданным образом реагируют на любые чувственные раздражители, то есть на предметы и явления, которые они могут слышать, видеть, чувствовать, пробовать на вкус или обонять. Например, ребенок может безразлично отнестись к яркому свету, но впасть в состояние расстройства, услышав отдаленный звук работающей у соседа газонокосилки. Раздражители, которые другими людьми даже не воспринимаются, могут вызвать у ребенка-аутиста всплеск лихорадочной активности или, наоборот, пассивное состояние, при котором ребенок в течение долгого времени пребывает без движения. Ребенок-аутист может никак не отреагировать на полученную травму, боль. Он может не проявить и признаков страха в опасных ситуациях. В целом, как представляется, детям-аутистам лучше удается использовать осязание, вкус и обоняние, чем зрение и слух, как средство изучения окружающей среды и других людей.

 

Трудности приспособления к переменам в окружающей действительности или повседневном распорядке жизни, или при внесении изменений в них по собственной инициативе.

Дети-аутисты проявляют стремление к сохранению закрепленного порядка в своей жизни. Большие огорчения у такого ребенка могут вызвать даже небольшие изменения, например перестановка того или иного предмета мебели в квартире. Кроме того, многие дети-аутисты сильно привязываются к казалось бы бессмысленным предметам — например, кусочкам ткани, веревочке или аптекарской резинке — и очень огорчаются, если эти предметы у них отбирают. Они также часто придумывают себе ритуалы, например постоянно прикасаться к определен­ным предметам в четко определенной последовательности.

Желание сохранить заведенный порядок жизни, возможно, также объясняет, почему у некоторых детей-аутистов отмечаются странные двигательные нарушения, такие как частые, казалось бы бесцельные, взмахи руками, дерганье себя за волосы, удары себя по голове, качание, кружение, раскачивание взад-вперед или принятие «скульптурных» поз. Кроме того, дети-аутисты часто заворожено следят за предметами, осуществляющими повторяющиеся движения. Они поглощено наблюдают за крутящимися предметами, например вентиляторами или юлой, в то время как обычные игрушки использовать в творческих играх «понарошку» они зачастую не могут.

Дети-аутисты в старшем возрасте, а также взрослые больные, проявляют особый интерес к таким видам деятельности, которые связаны с зазубриванием, например запоминают наизусть расписание поездов или исторические даты.

 

Трудности с сохранением равномерных темпов развития.

Темпы развития ребенка, страдающего от аутизма, обычно столь же неравномерны, сколь различна степень его развития. Например, ребенок может научиться сидеть в очень раннем возрасте, но потом в течение многих лет не научиться ходить. Зачастую темпы развития ребенка в одной области резко отстают от темпов развития в другой. Например, семилетний ребенок-аутист может уметь одеваться и раз деваться, но не знать при этом, как пользоваться туалетом.

Для того чтобы поставить ребенку диагноз аутизма, необходимо наличие всех вышеупомянутых при знаков. С аутизмом могут быть связаны также и другие трудности. Например, считается, что около 75% детей-аутистов страдают, в большей или меньшей степени, от задержки умственного развития, что может лишь усложнить этот синдром. Кроме того, около 25% детей-аутистов в итоге начинают страдать от припадков.

Около 65% детей-аутистов продолжают страдать серьезными недостатками и во взрослые годы. Обычно остальные способны функционировать более независимо в связи с более высоким уровнем умственного развития и развития языковых навыков. Однако и у этих детей отмечаются трудности общения, функционирования в обществе и предметного мышления. Это явление часто называется остаточным аутизмом. У некоторых детей самопроизвольно происходит улучшение состояния, однако, в целом, наилучшие перспективы открывает участие в специализированных интенсивных программах образования.

 

Причины. 

Несмотря на большой объем проведенных исследований, причина аутизма так и не установлена. Специалистам неизвестно, что именно в организме срабатывает не так, в результате чего возникает вышеупомянутый синдром. Поскольку аутизм связан с потерей таких способностей, как восприятие и общение, некоторые специалисты выступили с предположением о возможной связи синдрома с на рушением работы мозговых центров, ответственных за прием и переработку информации в речевой области.

Еще один вопрос, на который предстоит ответить, заключается в следующем: почему аутизм иногда сопряжен с врожденными состояниями. Сюда входят: энцефалит, менингит, задержка умственного развития, ретролентальная фиброплазия, врожденная краснуха, врожденный сифилис и бугорчатый склероз. Специалисты предполагают, что эти состояния и аутизм могут вызываться общими причинами. Ученые-медики изучают сейчас возможность частичной зависимости аутизма от генетических факторов. Большое значение имеет то, что у родных братьев или сестер детей-аутистов аутизм отмечается в 50 раз чаще, чем в среднем. Частота возникновения других нарушений, например, нарушений речи в семьях, где есть дети-аутисты, также выше, чем в других. В том что касается причин аутизма, одно представляется ясным: этот синдром не связан с недостатками воспитания ребенка со стороны родителей. Нет сомнений в том, что ребенок, страдающий аутизмом, страдает им уже с момента рождения, что дети-аутисты могут родиться у любых родителей, вне зависимости от того, как они воспитывают детей, и что практика воспитания ребенка никоим образом не сказывается на возникновении данного заболевания. Однако, в зависимости от того как родители реагируют на заболевание своего ребенка, он, в пределах своей болезни, может добиться больших или меньших результатов.

 

ДИАГНОЗ. 

Любого ребенка, у которого родители подозревают нарушение развития, необходимо показать педиатру, специализирующемуся на нарушении развития. Хотя, как считают эксперты, признаки и синдромы аутизма в большинстве случаев проявляются уже с момента рождения, родители не всегда замечают эти признаки до тех пор, пока ребенок не начинает ходить или даже до более позднего возраста. У большинства детей диагноз ставится в возрасте 2-3 лет, когда очевидными становятся трудности, которые они испытывают с языком и общением, в особенности в сравнении со своими сверстниками.

Особое значение имеет получение точного и детального диагноза состояния ребенка, у которого подозревается развитие аутизма. Поскольку связанные с аутизмом поведенческие нарушения носят столь разнообразный характер, этот синдром очень легко принять за какое-либо иное нарушение, в особенности, когда в одной области нарушение носит незначительный характер, а в других областях они весьма серьезны. С особой осторожностью родителям следует относиться к врачам, которые с легкостью прилепляют к их ребенку ярлык «замедленного», «страдающего умственной отсталостью с аутистическими тенденциями (или особенностями)». Хотя степень серьезности заболевания может быть и разной, тем не менее диагноз аутизма ставится только тогда, когда налицо имеются все симптоматические особенности поведения. Наилучшей клиникой для получения углубленного и точного диагноза является клиника, занимающаяся оценкой развития ребенка на базе того или иного университета. Выше вероятность того, что в таких клиниках подход к делу будет носить междисциплинарный характер, и, кроме того, в них обычно работают группы специалистов, подготовленных и обученных тому, чтобы правильно исключать те или иные болезненные состояния, которые легко спутать с аутизмом. К таким состояниям относятся депрессия, потеря слуха, нарушения речи, связанные с развитием, умственная отсталость, другие нарушения развития, шизофрения и не нормально медленное развитие, обусловленное нарушениями в окружающей ребенка среде.

На подтверждение диагноза аутизма нередко уходит много времени. В течение нескольких недель, а иногда и месяцев ребенка приходится неоднократно показывать профессиональным врачам, специализирующимся в нарушениях развития, психиатрам, невропатологу (специалисту по нервной системе), отоларингологу (ЛОР-врач) и специалистам по патологии речи (эксперт по нарушениям, связанным с языком и речью). Для диагностики, скорее всего, понадобятся физические и психологические тесты, долгое наблюдение за поведением ребенка, проверка его умственных способностей и проверка слуха и речи. Для проведения ряда исследований нервной системы может понадобиться госпитализация ребенка.

Если родители сомневаются относительно правильности поставленного диагноза, им необходимо заручиться мнением еще одного специалиста. Кроме того, детей с диагнозом аутизм следует, по меньшей мере раз в год, повторно показывать врачу с целью адаптации программы лечения к их текущим потребностям.

ЛЕЧЕНИЕ. 

Помощь детям-аутистам можно оказать на основе правильного сочетания специализированных программ обучения и образования. Целью при этом является обучение максимальному использованию тех навыков, которыми они располагают, чтобы компенсировать недостатки. Необходимо постоянно проявлять заботу о детях-аутистах.

Для родителей очень важно как можно больше узнать об аутизме, о конкретной форме, которой страдает их ребенок. Родителям следует требовать от диагностов и других врачей полного объяснения всех обстоятельств.

В настоящее время не существует универсальных эффективных программ по аутизму. Класть в больницы детей-аутистов, как правило, нет необходимости, но тем не менее большинство экспертов соглашаются с тем, что страдающие от аутизма дети в течение всего года должны посещать соответствующие программы, причем начинать делать это практически с момента постановки диагноза. При выборе программ родителям следует избегать таких, в которых упор делается только на один тип терапии, которые заявляют, что они приводят к поразительным успехам. Например, родителям следует с подозрительностью относиться к заявлениям о том, что, якобы, аутизм можно вылечить лекарствами. Пока что нет убедительных свидетельств того, что то или иное лекарство может оказаться эффективным в борьбе с этим недугом. Однако некоторые лекарства могут оказаться полезными в том плане, что они позволяют смягчать симптомы, создающие препятствия для обучения ребенка.

Как и при выборе диагностического центра, родителям здесь следует искать междисциплинарную программу, в которой методы лечения приспособлены к конкретным потребностям отдельного ребенка. Родителям следует убедиться в реалистичности той или иной программы лечения — например, в том, что от ребенка не требуется больше, чем он способен дать или достичь. Программа должна также помогать членам семьи ребенка научиться методам лечения в семье. Для этого очень важно, чтобы родители и врачи доверяли друг другу и уважали друг друга, часто встречались для обсуждения успехов ребенка.

В целом же, хорошая программа лечения должна отличаться наличием структуры и должна содействовать развитию у ребенка навыков речи и общения. Во многих программах лечения используются интенсивные изменения методики поведения, при которых ребенка хвалят и вознаграждают за то, что он выполняет указания, и только иногда должным образом наказывают за неповиновение.

Самым новым и перспективным подходом к образованию и обучению малолетних детей-аутистов является обучение их в кругу семьи. Специалисты в течение долгого времени встречаются с его родными, учат их соответствующим методикам образования, стимулирования и управления поведением в кругу семьи. Обучение необходимо начинать, как только ребенку поставлен диагноз. В дальнейшем обучение дополняется поступлением ребенка в дневную школу.

Очень трудно смириться с тем, что ваш ребенок страдает от аутизма. Нелегко также определить, что можно от ребенка ожидать, и продолжать при этом должным образом заниматься его лечением и обучением в кругу семьи. Многие семьи убеждаются в том, что консультации и советы, которые они получают, сами по себе оказываются бесценным источником помощи и поддержки.

ПРОФИЛАКТИКА. 

Пока аутизм профилактике не поддается.

свернуть

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ

Важно подчеркнуть, что в современной практике термин «нарушения психического развития» применительно к детям используется преимущественно в медицине, а в педагогике принято использовать соответствующий термин «с трудностями в обучении».

 

Поступающим в школу детям с нарушениями психического развития присущ ряд специфических особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужных для усвоения программного материала умений, навыков и знаний. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладевать счетом, чтением, письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Дети быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность.

Установлено, что многие из детей с нарушениями психического развития испытывают трудности в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость перцептивных операций.

В отличие от детей с интеллектуальной недостаточностью, дошкольники с нарушениями психического развития не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове.

Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предметов, что находит отражение в проблемах, связанных с изодеятельностью.

Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств. Дети могут испытывать некоторые затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях, но главным образом страдают фонематические процессы.

Названные выше недостатки ориентировочно-исследовательской деятельности касаются и тактильно-двигательного восприятия, которое обогащает чувственный опыт ребенка и позволяет ему получить сведения о таких свойствах предмета, как температура, фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина. Затруднен процесс узнавания предметов на ощупь. Прежде всего это проявляется в том, что дети не воспринимают с достаточной полнотой преподносимый им учебный материал. Многое воспринимается ими неправильно.

У всех детей с нарушениями психического развития наблюдаются и недостатки памяти, причем эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости. При правильном подходе к обучению дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания.

Значительное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии их мыслительной деятельности. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере интеллектуальными операциями, являющимися необходимыми компонентами мыслительной деятельности. Речь идет об анализе, синтезе, сравнении, обобщении и абстрагировании. После получения помощи дети рассматриваемой группы оказываются в состоянии выполнять предложенные им разнообразные задания на близком к норме уровне, этим они отличаются от умственно отсталых детей.

Отличается от нормы и речь детей с нарушениями психического развития. Многим из них присущи дефекты произношения, что приводит к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом. Дети имеют бедный словарный запас. Выражаемые имеющимися в словаре понятия часто неполноценны - сужены, неточны, иногда ошибочны. Это затрудняет понимание речи окружающих людей. Дети рассматриваемой группы плохо овладевают грамматическими обобщениями, поэтому в их речи встречаются неправильные грамматические конструкции. Ряд грамматических категорий ими вообще не используется в речи. Дети испытывают трудности в понимании и употреблении сложных логикограмматических конструкций и некоторых частей речи.

Значительным своеобразием отличается поведение этих детей. После поступления в школу они продолжают вести себя, как дошкольники. Ведущей деятельностью остается игра. У детей не наблюдается положительного отношения к школе. Учебная мотивация отсутствует или крайне слабо выражена.

При разработке модели коррекционно-развивающего обучения и воспитания необходимо учитывать особенности психического развития воспитанников, только тогда можно определить основные направления и содержание коррекционной работы.

Известно, что одним из компонентов готовности к школьному обучению является определенный объем знаний. Другие ее компоненты - известный круг навыков, умений (в частности, некоторые умственные действия и операции) и необходимый уровень сформированности эмоционально-волевой сферы (прежде всего мотивов учения).

Приобретенный в период дошкольного детства запас элементарных сведений, представлений и умений составляет основу овладения научно-теоретическими знаниями, служит предпосылкой усвоения изучаемых в школе предметов.

Для овладения математикой по школьной программе ребенок уже до школы должен приобрести практические знания о количестве, величине, форме предметов. Ребенку надо уметь практически оперировать небольшими множествами (сравнивать, уравнивать, уменьшать и увеличивать), сравнивать предметы по некоторым параметрам (длине, ширине, тяжести и др.), применять условную мерку при измерении длины и ширины предметов, объемов жидких и сыпучих тел и т.д. Всему этому детей специально учат в детском саду. В других случаях они приобретают эти знания и навыки на основе общения с окружающими.

Дети с нарушениями психического развития обладают значительно меньшим запасом элементарных практических знаний и умений, чем их нормально развивающиеся сверстники.

Только специальные коррекционные целенаправленные упражнения, задания, дидактические игры помогают преодолевать указанные отклонения в их развитии.

свернуть

Рекомендации родителям ребенка с особенностями психофизического развития

Пожалуйста, помните, что:

  • "Особые" дети не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности. Для ребенка с особенностями развития его состояние естественно. Он не жил с другим слухом/зрением/руками/ногами/телом/головой. Так что чья-либо жалость для него не понятна и не полезна.
  • Прежде всего, обращайте внимание на то, что у ребенка сохранно,  что он может. Именно это - основа и основной его ресурс для развития и адаптации к жизни.
  • Старайтесь предоставлять ребенку с особенностями возможность пробовать сделать все самому. Если он просит помочь, постарайтесь действовать вместе с ним - но не вместо него!
  • "Особые" дети дают окружающим шанс проявить лучшие чувства и качества: доброту, сочувствие, щедрость, любовь... Не упускайте эти возможности, - не прячьте их/не прячьтесь от них!
  • У всех людей одни и те же закономерности развития. Перед вами, прежде всего, ребенок. А детям можно и нужно улыбаться, смеяться и играть. Особенности физиологии или психологии "необычного" ребенка помогут вам проявить фантазию и придумать, как это осуществить.

Все люди разные. Одним "медведь на ухо наступил", у других "память дырявая", у третьих - нестандартный набор пальцев, четвертые  ходят только с палочкой... - и при этом ВСЕ ОНИ МОГУТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫ.

Правила для родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями:

  • Преодолевайте страх и отчаяние
  • Не теряйте время на поиски виновного – его просто не бывает!
  • Определите, какая помощь необходима вашему ребенку, и начинайте, обращайтесь к специалистам.

Общие стратегии нормализации жизни семьи:

  • Не замыкайтесь в своих проблемах. Попытайтесь найти опору в родителях других детей с особенностями в развитии. Вы поймете, что не одиноки в своем несчастии. Опыт других семей позволит быстрее преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее.
  • Не скрывайте ничего от близких. Держите их в курсе проблем вашего ребенка.
  • Находите и изучайте информацию о возможностях обучения и воспитания вашего ребенка.
  • Ищите подходящие образовательные учреждения. Будьте реалистами, но не пессимистами. Научитесь справляться со своими чувствами.
  • Уважайте себя и свою семью, никаких заискивающих моментов - типа просительный, извиняющийся тон, уход от гуляющих детей с площадки и т.д. Ровное, доброжелательное, независимое и уверенное поведение.
  • Помогайте другим людям с аналогичными проблемами, почувствуйте себя сильными.
  • Не пренебрегайте обычными повседневными обязанностями,  но  не давайте им себя захлестнуть.
  • Не забывайте о себе, своих увлечениях и пристрастиях. Находите  возможности для собственного развития, а также развития и совершенствования нравственного и профессионального  других  членов семьи.
    • Берегите свои нервы и психику. Расслабляйтесь иногда, ходите в театры, кино, гости  (не стесняйтесь прибегнуть к помощи родственников).  Найдите себе отвлекающий момент - разводите цветы, стихи пишите, язык выучите и т.д.
    • Не расслабляйтесь пивом и спиртным. Женщины очень быстро становятся зависимыми от алкоголя.  А дети пропадают совсем. К сожалению есть масса примеров. И не увлекайтесь курением - это сократит вам жизнь, а она нужна вашему ребёнку.Не забывайте, что это  ваш  ребенок, и вы ему нужны здоровые и счастливые.
    • Чаще устраивайте семейные праздники. С викторинами, с играми, всякими изюминками. Пусть ребёнок участвует в подготовке. Это важно. Зовите гостей. Не ограждайтесь - пусть все знают - ваша жизнь продолжается. Она полноценная и интересная.
    • Заведите домашнего питомца. Это поможет ребёнку адаптироваться. Научит заботе и повысит собственную значимость, а также отвлечёт от мысли - я один, все играют, а я сижу.

ЖИВИТЕ ПОЛНОЙ ЖИЗНЬЮ, РАЗВИВАЙТЕ ИНТЕЛЛЕКТ, ПОМНИТЕ - 

С РОЖДЕНИЕМ ОСОБОГО РЕБЁНКА ЖИЗНЬ НЕ КОНЧАЕТСЯ. ОНА ПРОСТО СТАНОВИТЬСЯ НА ПЛАНКУ ВЫШЕ. ВЫ ДОЛЖНЫ СТАТЬ СУПЕР!!!!!!

ПОМНИТЕ: ВАШ РЕБЁНОК, ВАША СЕМЬЯ, ВАШ ДОМ - НЕ ЖАЛКИЕ, СЛАБЫЕ , А СИЛЬНЫЕ, МУЖЕСТВЕННЫЕ, РЕДКИЕ - ОСОБЫЕ!!!!

свернуть

Игровая деятельность детей с ОПФР

Консультация для родителей на тему «Особенности игровой деятельности у детей с задержкой психического развития»

Игровая деятельность детей

с задержкой психического развития

Задержка психического развития – проблема комплексного характера. Однако, и задержка речевого развития – это не просто обнаружившиеся у ребенка речевые сложности. Подобная задержка оказывает влияние на все (особенно высшие) познавательные процессы ребенка, на его личностные особенности. Так, речь является своеобразным интегралом всех других процессов, поэтому при ее нарушении страдают мышление, память, воображение. Ребенок может стать застенчивым, ранимым из-за возникающего непонимания между ним и окружающими людьми.

У малышей с задержкой психического развития или речевого развития очень слабо выражена игровая мотивация. Такие дошколята либо «не хотят» играть, либо не в состоянии развернуть предложенную взрослым игру. Как правило, имеет место игра «рядом» (когда несколько детей находятся в одном месте – в песочнице, в игровом уголке, но не вместе (малыши не могут договариваться, регулировать действия друг друга с помощью правил и общего сюжета). Ярко выражена манипулятивная деятельность с предметами (кукла укладывается в постель и снова поднимается, кастрюля открывается и закрывается, при этом игровой замысел отсутствует. То есть ребенок действует как бы механически, повторяя то, что делают взрослые, но не выстраивает сюжета игры (что не является нормой для старших дошкольников – 5-7 лет).

У таких детей наблюдаются трудности в формировании образов-представлений, в создании воображаемой ситуации. Ослаблен процесс переноса знаний из привычной ситуации в подобные условия. Довольно часто ослаблена память. Предметы для детишек с задержкой психического развития не являются опорой в игре, не способствуют развертыванию сюжета (игра «Больной» - взрослый предлагает телефон, но ребята не замечают его, не способны придумать, что с помощью него, например, вызывают врача). Дошкольники часто непроизвольно соскальзывают с ситуации игры, отвлекаясь на что-то постороннее. Иногда происходит зацикливание действий.

Дошкольники демонстрируют неумение использовать знаки-заместители или предметы-заместители. В одном предмете они выделяют только один признак, одну функцию (игрушечный молоток для них может быть только предметом для извлечения звука, он не может стать человечком или ракетой). У детей снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Ролевое поведение отличается импульсивностью, например, ребенок собирается играть в «Больницу», с увлечением надевает белый халат, берет чемоданчик с «инструментами» и идет… в магазин, так как его привлекли красочные атрибуты в игровом уголке и действия других детей. Несформирована игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, дети мало общаются между собой, коллективная игра не складывается.

Задержка психического развития - это понятие, которое говорит не о стойком и, по существу, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. Игровая деятельность детей с задержкой психического развития значительно отстает в своем развитии от игровой деятельности здоровых детей того же возраста. Если у нормально развивающихся детей к шести годам сюжетно-ролевая игра достигает своего высшего расцвета, то у всех детей с задержкой психического развития этого возраста она находится на значительно более ранних этапах своего развития, которые обычно отмечаются в преддошкольном, младшем дошкольном возрасте. У всех детей с задержкой психического развития различной степени выраженности вычленяются особенности мотивационно-целевой основы игровой деятельности. Это проявляется в первую очередь в снижении активности в области игрового поведения. Для игры старших дошкольников с ЗПР характерен предметно-действенный способ ее построений. Чаще всего игры у детей с задержкой психического развития различной степени выраженности носят неречевой характер, крайне редко используются предметы-заменители. Игровое поведение у детей с ЗПР часто носит недостаточно эмоциональный характер, дети испытывают трудности в построении межличностного взаимодействия в процессе игровых действий, чаще избегая взаимодействия со сверстниками.

Роль игровой деятельности в обучении дошкольников с задержкой психического развития

Для развития детей с задержкой психического развития и нужны особые игры, в которых деятельность взрослого имеет ключевое значение. Без руководящей роли взрослого, его примера и активного участия такие дети полноценно играть не смогут.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Сюжетно-ролевые и театрализованные игры – основа обучения и развития таких детей. При этом необходимо заинтересовать детей игрой, показывать игровые ситуации на примере других детей или взрослых. С помощью театра и настольных композиций можно не только развить навыки общения у таких детей, но и, главное, развить игровую деятельность, которая станет основой для бурного развития высших психических функций. Необходимо создать игровые уголки совместно с детьми в классной комнате, пусть они их обустраивают, почаще делают перестановку.

Чтобы научить ребенка играть для этого необходимо организовать поэтапную работу. Нужно дать ребенку представление о содержании игры. Возможно, провести экскурсию. Далее организовать беседу – сначала называем действия, их последовательность, затем просим отгадать действие. Неоценимую роль сыграют и дидактические игры, в которых перечисляются действия по профессии, присутствуют соответствующие картинки. Взрослый показывает действия с 3–4 предметами, их можно выполнять совместно с ребенком при этом необходимо обращать внимание на речь. Проговаривать с ребенком все основные действия.

Для развития речи, воображения, образов-представлений можно придумывать сказку: по предмету (описательный рассказ, по картинкам (не более 4 штук, по игрушкам. В помощь ребенку можно предлагать вопросный план, опорные слова (3–4 слова для рассказа, например: гвоздь, картина, художник). Также можно организовать коллективный рассказ сказки (один начинает, другой продолжает) и сочинение сказки с измененными условиями «А что было бы, если… »

Разыгрывайте сценки-диалоги с помощью разнообразного материала: на куклах, на предметах-заместителях, например, кубиках (например, сказка «Три медведя»: большой кубик – папа медведь, средний – мама медведица, маленький – медвежонок, шар – девочка). Это поможет развить навыки абстрактного мышления и воображения. Для расширения кругозора с детьми обязательно нужно говорить об отвлеченных предметах, на определенную тему. Здесь могут выручить энциклопедии для дошкольников.

Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал учителям стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания малышей. По мнению автора, не должна стирать грани между игрой и обучением. Речь идет о более широком использовании на занятиях дидактических игр и игровых приемов. Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширить практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире.

Особое значение в структуре дидактической игры имеет игровое действие, целью которого является создание игровых взаимоотношений между детьми. Однако анализ дидактических игр позволяет сделать вывод о том, что во многих из них игровое действие отсутствует, по структуре и содержанию они подобны беседе или упражнению. По мнению В. Н. Аванесовой, дидактическая игра становится таковой благодаря наличию в ней игровых моментов: загадок, движений, элементов ожидания и неожиданности, соревнования, разыгрывания, шуток, сюжета, ролей, а также использованию различных персонажей. Для разработки игровой формы обучения необходимо заботиться не только о выполнении дидактических задач и правил, но и о том, чтобы игра была интересной. Этого можно добиться, постоянно усложняя игровое действие. Основным стимулом познавательной деятельности становится не указания логопеда, а естественное желание детей поиграть. В соответствии с этим логопед не только руководит игрой, но и участвует в ней, демонстрируя в игровой форме образцы поведения в жизни.

Для обучения можно использовать различные игровые моменты: сюжет, воображаемую ситуацию, ролевые действия. Своеобразным игровым элементов в обучении являются игрушки, изображающие животных, литературно-сказочных персонажей, героев детских телепередач и мультфильмов.

Таким образом, игровые приемы являются основными приемами, которые используют логопеды на занятиях с детьми с ЗПР. Эти приемы способствуют повышению познавательной активности детей данной категории, поддерживают их интерес к занятиям и стимулируют развитие внутренней мотивации. В отличие от отдельных игровых приемов и дидактических игр игровая обучающая ситуация тесно связана с ходом логопедического занятия. Благодаря ей решаются основные воспитательно-образова­тельные задачи, повышается активность детей в процессе обучения, снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности, развивается эмоциональная отзывчивость. Игровое обучение помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.

свернуть

Особые ребенок - особое отношение!

Особые ребенок - особое отношение!

 

Роль семьи в воспитании особого ребёнка.

Семья – один из древнейших социальных институтов, переживших разные формы своего развития. Долговечность семейного института основана на том, что семья позволяет человеку во все времена более уверенно чувствовать себя в обществе. Она формирует в человеке чувство Родины, патриотизма.

По признанию учёных, семья – одна из величайших социокультурных ценностей, которую человечество создало за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В её позитивном развитии, сохранении, укреплении заинтересованы общество, государство. В прочной надёжной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста.

Родителям необходимо  уяснить для себя, что нет ничего важнее, чем воспитание ребёнка, и только в семейной домашней обстановке можно достигнуть успешных результатов в этом благородном деле.

Гармоничной атмосферы в семье нельзя создать лишь материнскими усилиями, отец должен стать настоящим другом ребёнка и помощником в его воспитании.

Важно знать, что воспитание ребёнка начинается с самого рождения и нельзя терять ни минуты в таком трудном и длительном процессе.

Семья, в которой есть ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, - это особый объект внимания специалистов и педагогов, которые могут оказать специализированную помощь родителям.

  • Помните: ребёнок беззащитен перед взрослыми, он безгранично верит вам, ждет от вас поддержки, защиты, опоры и понимания.

Особенно трудно воспитание ребёнка, имеющего нарушения в развитии.

Помимо обычных повседневных забот, такие дети требуют особого внимания и ответственности родителей по уходу за малышом. Это дети с тяжёлыми заболеваниями – ДЦП, эпилепсией, анемией, гидроцефалией.

Дети с нарушениями в развитии часто развиваются гораздо медленнее, чем обычные дети, поэтому нуждаются в особой специализированной помощи со стороны государства, дошкольных и школьных учреждений, социальной защиты и прежде всего в психологической поддержке семьи.

В большинстве случаев родители изолируют своего малыша от посторонних людей, не понимая, что ребёнка надо вводить в окружающий мир, включать в жизнь социума.

Однако необходимо знать, что для таких детей открыты группы кратковременного пребывания в детских садах, специальные лекотеки и центры, где им помогут приобрести необходимые навыки и умения.

И семья также должна принять активное участие в такой комплексной помощи особым детям интегрироваться в мир сверстников и взрослых.

  • Не ожидайте от ребёнка, имеющего нарушения в развитии, того, что он не может сделать в силу объективных причин, но приучайте его к выносливости, выполнению несложной работы по дому, других реально возможных действий.
  • Ежедневно терпеливо и кропотливо формируйте у своего ребёнка самые необходимые навыки и умения, окружите его заботой и вниманием со стороны всех членов семьи, чтобы он чувствовал их любовь и поддержку.
  • Родителям следует учитывать, что если проблемный ребёнок освобождается от всех домашних поручений и ему всё разрешается и прощается, а к другим детям в семье – отношение строгое, то это может привести к негативным взаимоотношениям детей в семье, снижению сочувствия (эмпатии) к их особому брату или сестре.
  • Старайтесь приучать ребёнка к строгому соблюдению режима дня: питание, сон, прогулка, занятия должны проводиться в определённое время, что способствует снижению капризов малыша, организует его. Формирует личностные качества.
  • Развивайте добрые, дружеские взаимоотношения в семье, укрепляйте уверенность ребёнка в том, что все члены семьи – это самые близкие и родные люди, принимающие его таким, каков он есть, независимо от состояния его здоровья и развития.
  • Поймите сами и внушайте ребёнку, что его болезнь – лишь одна из сторон его личности, что у него есть другие достоинства и качества, которые необходимо развивать.
  • Ни в коем случае не стыдитесь своего особого ребёнка, не допускайте, чтобы он уходил в себя и погружался в своё одиночество.
  • Трезво оценивайте возможности малыша, поощряйте его успехи и первые практические достижения.
  • Постарайтесь подобать доступные для ребёнка методы и приёмы воспитания и обучения, опираясь на личный опыт, интересы и развитие малыша, и у вас всё получится.
  • Помните: судьба особого ребёнка в ваших руках; семья является для него маленьким миром, в котором он преодолевает жизненные трудности и добивается успехов.

 

Не разочаруйте его в своей любви и  поддержке. Будьте всегда рядом!

           

        Мама – главный воспитатель и главный педагог.

         Став мамой, вы подарили миру человека, принесли в мир любовь и радость новой жизни.

Но появление в семье ребёнка с нарушениями в развитии – не всегда радость, а для некоторых родителей – это беда.

Для матери – это огромный удар, она испытывает чувство вины, растерянности, подавленности, страха.

  • Помните: малыш ни в чём не виноват, этому крошечному и беззащитному существу необходимы ваша ласка, нежность и общение.

Если малышу недостаёт ласкового, тёплого отношения к нему, он начинает нервничать, капризничать, грубить. Такое поведение – своеобразное требование материнского тепла, внимания и заботы.

  • Смягчите свой нрав, подавите раздражение и гнев, так как именно от матери зависят покой в доме, ровные отношения между родителями. Переборите боль и страх в общении с больным ребёнком и вы заметите, что вам и малышу станет намного легче.
  • Подарите малышу добрый взгляд, ласковую улыбку, нежные прикосновения, ощущение которых ему важнее всяких слов, причём важно не количество времени, проведённого с ребёнком, а качество общения с ним.

Как утверждал великий педагог В.А. Сухомлинский, «любовь к детям воспитывается только любовью, как огонь зажигается от огня».

 

На первом году жизни ребёнок особенно тесно связан со своими родителями, прежде всего с матерью, причём связь эта психологически необходима для малыша.

Психологам и врачам известны случаи, когда от недостатка общения малыша с матерью деформируется его психологическое развитие. Это происходит, когда мать редко берёт ребёнка на руки, нечасто ласкает его, мало разговаривает с малышом.

  • Не считайте, что время, проведённое вами с ребёнком, потрачено даром, что он должен расти сам по себе и не мешать жить своим родителям.
  • Помните: недостаток внимания и любви матери, особенно в первый год жизни, способствует замедлению развития малыша, отрицательно сказывается на формировании его характера в будущем.
  • Гордитесь своим материнством, не стесняйтесь гулять с вашим малышом, дружить и общаться с другими мамами.
  • Не опускайте руки в постоянных занятиях с ребёнком, которые не только пойдут ему на пользу, но и облегчат ваши заботы о нём.

 

Мама – самое прекрасное слово на земле!

Это первое слово, которое произносит ребёнок.

Каждого человека на протяжении всей его жизни спасает, хранит и       бережёт великое чувство – материнская любовь.

  • Помните: жизнь ребёнка, его настроение, здоровье зависят от отношения, внимания, заботы и ласки матери!
  • Будьте для своего ребёнка хорошим примером для подражания, ведь всё лучшее человеку достаётся от матери!

 

Психологи выделяют несколько типов матерей:

«профессиональная мама» - живёт для детей, полностью посвящает себя домашнему хозяйству: готовит, убирает, содержит дом в полном порядке;

- «мама подруга» - вникает во все нужды и заботы своих детей, забывая об их воспитании;

«ревнивая мать» - полностью контролирует поступки и дела своих детей, особенно когда они вырастают; ей кажется, что она стала не нужна им, ведь они уже большие, упрекает их за неблагодарность.

«временная мать» - та, у которой карьера, работа стоят на первом плане; пытается компенсировать недостаток внимания, балуя ребёнка, исполняя все его желания, покупая ему всё, что он захочет.

 

Вот некоторые материнские заповеди, которые подскажут, как лучше воспитать ребёнка:

  • Люби своё дитя, но не балуй!
  • Будь другом ребёнку, но не приятельницей!
  • Будь рядом с ним, но не выше!
  • Будь доброй, но не добренькой!
  • Учи ребёнка думать не о вещах, а о делах!
  • Помни: всё исходит от матери, всё подчиняется матери!
  • Отдавай всё лучшее детям, но не забывай о себе!

    Роль отца в воспитании особого ребёнка.

     

    Для ребёнка важно, чтобы рядом с доброй и нежной матерью был мужественный отец, роль которого значительна в воспитании особого малыша.

    В семье для детей необходимо как женское, так и мужское влияние.

    Стресс, страх и чувство вины при рождении долгожданного малыша, но не такого, как у всех, испытывает не только мать, но и отец.

    Отец в такой ситуации проявляет большую озабоченность и решает практические задачи: как жить? что делать? каким ребёнок вырастет? что его ждёт?

  • Соберитесь и возьмите себя в руки, постарайтесь преодолеть чёрную полосу переживаний, боритесь за счастье своего малыша и благополучие всей семьи.
  • Отец сможет здраво оценить ситуацию, взяв ее под контроль, и быть помощником, наставником для близких и любимых людей.

    Задача отца – не винить себя и мать в случившемся, не замыкаться на своём несчастье.

  • Старайтесь, несмотря на занятость, усталость на работе, уделять внимание вашему малышу, принимать участие в процессе его воспитания.
  • Помните: ваша роль важна в воспитании особого ребёнка.
  • Стремитесь к тому, чтобы у вас с малышом сложились добрые, доверительные и тёплые отношения, будьте для него примером и авторитетом, с уважением относитесь ко всем членам семьи, станьте опорой и поддержкой для матери ребёнка.
  • Завоёвывайте любовь и доверие вашего сложного ребёнка, относитесь к нему, как к личности; говорите правду о его проблемах, учите развивать его возможности и преодолевать существующие в его положении трудности.
  • Обучайте малыша практическим навыкам и умениям.
  • Подключайтесь к общению с особым ребёнком с самого рождения, будь то мальчик или девочка, отцовское внимание так же, как и материнское, важно для малыша.
  • Проявляйте свою любовь и заботу о новорожденном, старайтесь завоёвывать его ответную любовь, чтобы он узнавал вас и радовался вашему появлению.
  • Девочке нужны тёплые, дружеские отношения с отцом. Преданный семье отец, обладающий добрым сердцем, становиться старшим другом и наставником дочери. Мальчику требуются дружба и пример отца. В нём он хочет видеть образец для подражания, благодаря отцовскому примеру мальчик начинает чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина.

  • Оказывайте отцовское внимание и мальчику, и девочке, они одинаково  нуждаются в обществе отца и в отцовской любви.
  • Конечно, матери проще и быстрее наладить контакт с беззащитным малышом, ведь нежные чувства к нему появились ещё в утробе. А отцу нужно время, чтобы свыкнуться с мыслью об отцовстве и принять больного ребёнка как собственного.

  • Не бойтесь общаться с особым малышом, берите его на руки, напевайте ему колыбельные песни, и ваши чувства обретут родительский уровень: «Я – отец!». Это звучит гордо.
  • Учитесь смело принимать решения в вопросах оказания необходимой помощи ребёнку и нести ответственность за них.
  • Не скрывайте и не прячьте своих чувств, будьте отзывчивым и заботливым отцом для своего ребёнка, интересуйтесь его развитием, учитесь ухаживать за ним, вникайте в его проблемы.
  • Психологи утверждают, что чем раньше начнёт устанавливаться контакт между отцом и ребёнком, тем лучше.

    Если мальчик в детстве имел хороший контакт с отцом, то он и сам в дальнейшем становится настоящим мужчиной, нормально адаптируется среди мужчин (мальчиков), вежливо и благородно ведёт себя с женщинами (девочками).

    Девочка, имевшая добрые, доверительные, уважительные отношения с отцом, вырастает уверенной в себе и по-доброму, с доверием относится к мужчинам, естественно ведёт себя с ними.

  • Старайтесь быть ответственным в своих делах и поступках, имейте всегда твёрдую и непоколебимую позицию в решении принципиальных вопросов.
  • Помните: добрые, стабильные отношения отца с матерью повышают у ребёнка чувство семейной защищенности и надёжности, что благотворно сказывается на самочувствии и поведении малыша, вселяет в него спокойствие и уверенность в себе.
  • Общество отца для ребёнка очень важно!

    У вас всё получится!

свернуть